Православное духовенство и его участие в процессе адаптации переселенцев Азовского казачьего войска в Закубанье (1862-1866 гг.)

Г.А. Гукасов. «Атаманы», 2007 г. Репродукция с сайта Санкт-Петербургского союза художников.

Г.А. Гукасов. «Атаманы»,  2007 г. Репродукция с сайта Санкт-Петербургского союза художников.

Этнический стереотип азовских казаков был сформирован как парадигма взаимосвязанных составляющих традиционной культуры, родиной которой явилась Запорожская Сечь. Фундаментальной основой, просматривающейся во всех атрибуциях (признаках) запорожской культуры, явилось Православие. Религиозная принадлежность играла решающую роль при принятии в число казаков Сечи. Следовательно, бывшие запорожцы или по-иному, задунайцы (названные по имени Задунайской Сечи), восприняли в целости традиционную культуру Запорожья, но географические и социальные изменения, преследовавшие бывших запорожцев-задунайцев, внесли свои корректировки, что сформировало особый синтез «старой» запорожской и «новой» задунайской культуры. Стоит отметить, что позже к 1831 г. задунайцы были поселены на землях близ Азовского моря и получили новое идентичное старому этническое определение «азовцы». Несмотря на сохранившуюся идентификацию азовцев как бывших «запорожцев», правительство все же пополнило войсковое сословие за счет местного крестьянского населения Александровского уезда Екатеринославской губернии – новым местом водворения Азовских казаков. На новых местах жительства азовцы все же не были лишены удовлетворения своих духовных потребностей: в каждой станице имелся храм, в котором регулярно совершались богослужения местным священником. Удивительно, но жители таких станиц как Никольская и Покровская, унаследовав из Запорожья традицию благоговейного отношения к священнику, старались решать бытовые и административные вопросы в соответствии с советами своего духовенства. Храм являлся религиозным и духовно-просветительским центром каждой станицы, поэтому такое важное изменение социально-бытовой жизни казаков, как переселение, требовало особой подготовки и молитвы.

Переселение казаков Азовского казачьего войска в 1862-1866 гг. на территорию Северо-Кавказского региона ознаменовало окончание правительственной кампании по колонизации территорий Закубанья. Интеграция в родственную этническую среду (Черномория) способствовала ускоренному процессу интенсивной адаптации азовских переселенцев. Особенность данного процесса связана не только лишь с приспособлением к новой среде, но и со способностью сохранения этнического самосознания в условиях изменившегося социокультурного окружения. Азовские казаки переселялись устойчивыми локальными группами, следуя на переселение «постанично». Затем они влились в состав «этнообъединяющего» ядра, основу которого составили переселенные в Закубанье казаки Черноморского казачьего войска [1]. Родственная черноморская этнографическая группа безболезненно восприняла в свою межкультурную среду носителей южного локального варианта украинской традиционной культуры. Переселение устойчивыми социально-культурными общинами (станицами) должно было препятствовать разделению азовцев при водворении в станицах.

Адаптации переселенцев к новой социокультурной среде и условиям жизни в большей степени способствовали священники, которые всячески способствовали предупреждению возмущений и волнений и дальнейшего их устранения. Так, священник Спасо-Преображенского храма ст. Новоспасовской о. Иосиф Федоров во время случившегося возмущения в 1862 г. в своих проповедях непрестанно призывал станичников к спокойствию и прекращению волнений. Действия местного духовенства были высоко оценены Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором Г.В. Жуковским [2].

Казаки, переселяясь практически всей станицей (Никольская, Покровская), увозили с собой не только предметы бытового назначения, но войсковые регалии и церковную утварь станичных храмов. Так, казаки станицы Никольской 24 апреля 1863 г. передали начальнику первой партии переселенцев есаулу Д. Подгурскому два войсковых знамени: одно белое с черным орлом с надписью «за храбрость при переправе в 1828 г. через реку Дунай», а другое, пожалованное в 1856 г. «за храбрость и примерную службу в войну против французов, англичан и турок 1853-1856 годов» [3]. В том числе ими были переданы два пернача, вывезенных из Запорожской Сечи. Также переселенцы увезли с собой серебряный мощевик и Сербскую икону Божией Матери. Чуть позже в 1865 г., после водворения в станице Азовской, переселенцы ст. Покровской пытались вернуть себе оставшийся колокол станичной церкви, но не получили его. Аналогично остается неизвестным, удалось ли получить 1000 рублей казакам ст. Никольской (поселенным в ст. Северской), собранные ими «в Турции для строительства церкви» [4].

С жителями ст. Никольской, переселившимися на Кубань, последовал и священник станицы о. Иоанн Дементьев. В пути он переносил все трудности дороги наравне с простыми казаками. Маршрут следования переселенцев пролегал через Александровский и Ростовский уезды Екатеринославской губернии и земли Войска Донского. От Ростова-на-Дону переселенцы двинулись через станицы Аксайскую, Ольгинскую и хутор Новобатайский, а затем на границе с бывшей Черноморией переселенцев встретили специальные офицеры и препроводили их до реки Кубань, переправу через которую осуществляли у Ново-Екатерининского поста. Спустя некоторое время переселенцы прибыли на территорию Абинского полка и были поселены в выстроенной ранее драгунами Северского Его Императорского Величества полка станице Северской. О. Иоанн после расселения казаков принимал самое активное участие в общественной жизни станицы: преподавал в местной школе, часто предлагал свое решение различных бытовых и административных проблем населения, к которому станичный атаман и правление старались прислушиваться. Трудами о. Иоанна в станице вместо молитвенного дома был возведен и освящен 13 января 1871 г. храм в честь святителя и чудотворца Николая [5]. Долгие годы вплоть до своей смерти в 1874 г. о. Иоанн оставался подлинным духовным отцом для своих станичников.

Следом за первой партией 30 апреля 1863 г. выдвинулась вторая, основу которой составили 152 семейства казаков ст. Покровской. В инструкции, выданной начальнику третьей партии сотнику Г.К. Чернову, говорилось, что «для нуждающихся переселенцев в исправлении каких-либо христианских треб при второй партии, которая выступила ранее Вашей тремя днями, будет находиться священник» [6]. В составе второй партии двигался бывший дьякон храма ст. Покровской Василий Коробчанский, который был рукоположен незадолго до отправления на Кубань вместе со своими станичниками. После поселения казаков в ст. Хабльской оказалось, что в настоящую станицу уже был назначен священник, и о. Василий должен был вернуться в Екатеринославскую епархию [7]. Ранее назначенным оказался о. Евфимий Тимофеевский, который был одним из 27-х священников, изъявивших желание отправиться в Закубанье во вновь поселяемые станицы. Позже о. Евфимий был назначен благочинным Абинского казачьего полка, временно исполнял должность благочинного Адагумского и Псекупского полков, состоя в должности члена областного статистического комитета, он составил статистико-этнографическое описание ст. Хабльской [8]. С 1865 г. о. Евфимий преподавал Закон Божий в станичной школе, а с 1867 г., когда была открыта полковая школа, преподавал не только Закон Божий, но и светские предметы. Даже на склоне лет он оставался таким же энергичным и готовым продолжать свою общественную деятельность. Священников своего возраста он призывал «остаток своих сил и далее использовать в деле просвещения народа», предлагал создавать «общества любителей публичных чтений», организовывать дешевую книжную торговлю в селе, открывать библиотеки и тем самым положить «начало домашне-семейному чтению в селе» [9]. Священник Евфимий Тимофеевский привнес немалый вклад в развитие начального образования в Закубанье. Однако, не стоит забывать и деятельность о. Евфимия как благочинного: часто он самостоятельно посещал отдаленные приходы, не уведомляя об этом местное духовенство, внимательно исследовал работу станичных школ и всячески способствовал развитию школ в станицах вверенного ему благочиннического округа.

В остальных станицах, основанных казаками Азовского войска, большинство священников были назначены из центральных губерний. Духовенство старалось оказывать переселенцам не только психологическую, но и посильную материальную помощь, несмотря на то, что священники зачастую жили так же бедно, как и простые казаки. Немалые усилия к обучению казачьих детей и поддержанию нравственности среди поселенцев прилагал священник Георгий Семеновский, назначенный в 1863 г. в станицу Ильскую. Через некоторое время после назначения о. Георгий, видя халатность станичного начальника к учреждению школы, был вынужден самостоятельно просить у полкового начальства землю и здание под станичную школу, которая и была впоследствии открыта [10]. Подобно ему радел о просвещении и священник станицы Мингрельской о. Димитрий Хомяков.

Таким образом, несмотря на изменения социального, административного и географического порядка, азовские казаки, переселившиеся на Кубань в 1862-1866 гг., сформировали новую социокультурную модель, и успешно адаптировались в новую этническую среду, на что оказывало благотворное влияние и православное духовенство Закубанья.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Сазонова С.Е. Этнокультурные факторы в процессе адаптации украинцев на Северном Кавказе в конце XVIII– первой половине XIX в. // Кубань – Украина: Вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 5. Краснодар, 2011. С. 226-229.
  2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 252. Оп. 1. Д. 1280. Л. 273, 280.
  3. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 1280. Л. 1275.
  4. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 215. Л. 1, 1об; Ф. 352. Оп. 1. Д. 143. Л. 4, 6.
  5. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л. 432; Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 28. Д. 560. Л. 5.
  6. ГАКК. Ф. 252. Оп. 1. Д. 1280. Л. 1236-1238об.
  7. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 385. Л. 215-239.
  8. Виноградов Н., свящ.Священник Евфимий Тимофеевский и его церковно-приходская летопись ст. Холмской // Кубанский сборник. Т. 18. Екатеринодар, 1913. С. 293.
  9. Ставропольские епархиальные ведомости. 1902. № 18. С. 1059-1064.
  10. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 129. Л. 8.

Н.В. КИЯШКО, 

студент Сретенской духовной семинарии, г. Москва, Россия.

С.Н. РЫБКО,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор», г. Краснодар, Россия.

Материал опубликован: Кияшко Н.В. Рыбко С.Н. Православное духовенство и его участие в процессе адаптации переселенцев Азовского казачьего войска в Закубанье (1862-1866 гг.) // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства: сб. науч. ст. по матер. всеросс. науч. конфер. с междунар. участ. / отв. ред. Т.В. Коваленко; ред-кол. И.И. Горлова, А.А. Гуцалов, А.В. Крюков, Н.А. Костина. – Краснодар: ООО «Экоинвест», 2015. – С. 267-271.

Комментарии (0)

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *