Удивительный археологический памятник известен в научном сообществе, связанный с территорией Северского района. Убинский могильник — это ряд захоронений, обнаруженных при проведении строительных работ по возведению Шапсугского водохранилища и изученных в апреле-июне 1941 года. В свое время Убинский могильник являлся единственным изученным памятником средневековой Адыгеи в среднем течении реки Кубани.
Изучение захоронений Убинского могильника началось в апреле 1941 года. В это время на территории Северского района методом народной стройки началось возведение Шапсугского водохранилища, в ходе которой и были обнаружены эти древние захоронения. Гряда древних захоронений была расположена на левом берегу реки Убин неподалеку от ее впадения в р. Афипс, почему и названа была «Убинским могильником». Сам могильник имел протяженность с юга на север около 1200 м. и состоял из курганов двух групп.
Одна группа, насчитывающая 21 курган, вытянулась сравнительно узкой грядой на 680 м с юга на север, беря начало приблизительно окло 2-х километров к северу от хутора Коваленко. Вторая, наиболее значительная группа, состоящая из 40 курганов, расположилась в излучине реки Убин на площади (360х340 м), представляющей собой сравнительно ровное, несколько покатое к реке поле. По величине курганы были небольшие, в диаметре от 11-31 м, причем преобладали с диаметром от 14-16 до 20-22 м при средней высоте 0,50-0,60 м. Большинство из них сильно распахано и имело сглаженную вершину. На многих курганах остались следы хищнических раскопок.
Грунтовой могильик располагался между курганными группами, занимая сплошную территорию, и был обнаружен при земляных работах. Всего на Убинском могильнике вскрыто 330 погребений, в которых были представлены два обряда захоронений: 1) трупоположение (300 погребений), 2) трупосожжение с захоронением праха в урне (30 урн).
Основным видом погребения является трупоположение с господствующей ориентировкой на запад. Подавляющее большинство покойников лежало на спине, в вытянутом положении, с вытянутыми конечностями; руки либо вытянуты вдоль тела, либо положены на тазовые кости или находились под ними. Исключение составляют погребения, ориентированные головой на восток (2 случая), со сложенными по христианскому обычаю руками на грудь. Отмечено несколько захоронений в гробу (3 случая). Мужские погребения преобладают над женскими и детскими. Инвентарь мужских погребений представлен саблями, наконечниками стрел, копьями, принадлежностями конского снаряжения, защитным вооружением. Женских погребений — ножницами, предметами украшения (бусами, браслетами), частью сосудами. У 53 погребений инвентарь отсутствовал; у 77 – инвентарь состоял из 1-3 мелких предметов. Таким образом, 130 погребений или совсем не содержали инвентаря, или он был очень беден. Можно сказать, что половина из погребений принадлежит беднейшим слоям населения.
18 погребений содержали дорогие привозные вещи: стеклянные бокалы, золотые и серебряные изделия, поливную посуду, посуду среднеазиатского, венецианского и иранского производства. В ряде погребений сохранились остатки тканей, кожаных футляров. В трех отмечены захоронения лошадей с частями конской сбруи.
Инвентарь, сопровождавший погребение с трупосожжением, обычно состоял из сабли, кресала, ножичка, бронзовых бубенчиков, пуговиц, бронзовых пластинчатых браслетов, наконечников стрел и т.д.
Таким образом, инвентарь из погребений Убинского могильника свидетельствует о том, что в рассматриваемое время социальное расслоение в адыгейском обществе уже произошло. В X-XII вв. адыги находились на стадии разложения патриархально-родового строя, тормозившегося как неблагоприятными внешними условиями, так и крайне медленным развитием производительных сил общетсва. Зарождавшиеся в XIII – первой половине XIV вв. раннефеодальные отношения тесно переплетались с полупатриархальными отношениями. Родовая аристократия, превращаясь в феодальную знать, постепенно порабощала свободных общинников. Если в IV-IV вв. у адыгов не было рабства – военнопленные либо продавались иноземным купцам, либо принимались в род, то начиная с X в. (а возможно, и позже) появляется рабство, о чем свидетельствуют погребения без инвентаря (1/6 общего числа погребений Убинского могильника).
Среди других находок в Убинском могильнике были обнаружены сабли, наконечники стрел, копья. Из защитного вооружения ученые нашли остатки щитов и шлемы. Самой многочисленной группой находок являются сабли. Несомненным атрибутом погребения средневекового адыгского мужчины являлись стремена, которых в погребениях было найдено около 20. Помимо стремян в курганах оказалось 12 шт удил, типичных для Северо-Западного Кавказа. Число наконечников стрел достаточно велико — их 47. 13 % наконечников стрел являются случайными находками. Большинство наконечников стрел лежало с правой стороны костяка в области таза и бедра, иногда в области грудной клетки, у ступней ног, у черепа – с правой или левой стороны. В погребении № 2 кургана № 36 девять наконечников стрел различной формы и величины лежали у правого бедра. По-видимому, при похоронах покойника здесь был положен колчан со стрелами.
Таковы предметы вооружения Убинского могильника. Анализ их позволяет сделать некоторые выводы.
Вооружение адыгейского воина, представленное в погребениях Убинского могильника, двухтипно: наступательное – сабля, лук со стрелами, копье и защитное – щит и шлем. Как наступательное, так и оборонительное вооружение характерны для легкой конницы, подвижной и стремительной, действовавшей рассыпным строем. Основным видом оружия адыгейского конника была сабля, которая претерпела большие изменения в своем развитии: от формы, близкой к мечу, — к развитой форме, получившей широкое распространение по всей территории Северо-Западного Кавказа в эпоху развитого средневековья. Тесная генетическая связь первой группы сабель со второй, а также широкая распространенность подобных типов сабель на Северо-Западном Кавказе дает основание говорить о местном форме сабель.
Большое количество предметов вооружения в погребениях Убинского могильника свидетельствуют о развитии оружейного дела у адыгов.
На основании материалов погребений Убинского могильника можно так же сделать вывод о том, что в Адыгее в рассматриваемое время (X-XV вв.) начали складываться феодальные отношения на ранней ступени их развития. Наличие бедных и богатых погребений (золотые вещи, сабля с золотыми насечками, стеклянная посуда) указывает на глубокие изменения в социальном строе адыгейского общества.
Знатные для борьбы друг с другом и защиты своих границ от посягательств внешних врагов имели конные дружины, о чем свидетельствует большое количество предметов вооружения из погребений Убинского могильника.
Полный вариант статьи доступен для скачивания в разделе «Библиотека»: Стрельченко М.Л. Вооружение адыгейских племен в X-XV веках (По материалам Убинского могильника) // Наш край: материалы по изучению Краснодарского края. Вып. 1. Краснодар, 1960. С. 140-157.