В 2014 году исполняется 150 лет станице Северской. В этом же году началось строительство и первого молитвенного дома в станице, так что одновременно с юбилеем станицы мы вспоминаем и юбилей основания прихода. Жителями станицы Северской были казаки упраздненного Азовского войска, которые, двинувшись на Кубань, обосновались на берегу реки Убин. Одной из первых построек в станице началось возведение молитвенного дома в честь небесного покровителя жителей – святителя и чудотворца Николая. Несколько лет подряд мне довелось работать с архивными документами, которые открыли много новых страниц в истории Северского храма.
Молитвенный дом
27 мая 1864 года прибыли в станицу первые переселенцы, запыленные и измученные трудностями дороги. Все новопоселенцы были жителями станицы Никольской бывшего Азовского войска и, переселившись на Кубань, захотели на новом месте устроить храм в честь своего небесного покровителя святителя Николая. Вместе с азовскими казаками на Кубань прибыл и священник станицы Никольской Иоанн Дементьев, которого станичники настойчиво уговорили переселиться вместе с ними. Личность отца Иоанна много значила для казаков — помимо того, что он был их духовником, с ним часто советовалось станичное правление и атаман по административным и гражданским вопросам, отдавая предпочтение его совету в решении проблемы. Отец Иоанн привез с собой древние святыни Азовского войска – частицы мощей и икону Сербскую Пресвятой Богородицы, которые и были помещены в молитвенном доме.
В первое время богослужения проводились под открытым небом, а уже 18 октября 1864 года была начато строительство молитвенного дома, для постройки которого казаки выхлопотали от Кубанского войска ссуду в размере 2000 рублей. Руководить строительством был назначен мещанин Михаил Гребников, который обязался возвести молитвенный дом с колокольней за 400 рублей серебром. К 11 июня 1865 года строительство была окончено. С учреждением в станице школы отец Иоанн занялся преподавательской деятельностью, и под его руководством казачьи дети осваивали Закон Божий.
«Нужен новый храм!»
В 1866 году северские казаки начали серьезно задумываться о возведении вместо молитвенного дома храма. «Нужен новый храм», — единогласно решили на станичном сходе казаки. Еще находясь в Турции до 1828 года, азовцы постепенно собирали деньги на постройку храма, однако после принятия русского подданства они так и остались у них не расходованными. И тут, жители станицы вспомнили о собранных средствах и отдали их на строительство нового храма. Строить храм обязался житель станицы Азовской Иван Попов. И все бы ничего, да вот начались прения среди казаков – где строить храм? Ведь церковь – главное здание в станице, поэтому и стоять она должна на возвышенности. Благочинный Абинского полка священник Евфимий Тимофеевский активно поддерживал казаков и предлагал построить храм на месте бывшего поста Северского (на кургане), но полковое начальство и войсковой архитектор настаивали на постройке в цетре станичной площади. В итоге решено было строить все-таки на станичной площади, но существенно расширить ее, разрушив ветхие хаты Саввы Коваленко и Онуфрия Волика, предложив им денежную компенсацию.
Вначале 1869 года строительство было начато. Камни для цоколя добывались на делянке за станицей Азовской. Летом был заключен договор с выпускником Академии художеств на устройство иконостаса. К августу храм уже был построен до уровня окон, а к зиме – до крыши. Войсковой архитектор, осматривая строительство, отмечал, что «работа производится хотя и не спешно, но добросовестно, в размерах согласно с утвержденным чертежом из материала доброкачественного и в техническом отношении прочного». В июле 1870 года станичное правление сообщало, что постройка церкви оканчивается. В сентябре был установлен новый иконостас, иконы для которого были написаны выпускником Академии художеств. 13 января 1871 года состоялось торжественное освящение храма.
Новый храм станицы Северской имел пять куполов, на которых сияли железные, но покрытые сусальным золотом кресты. Внутри вид был потрясающий: сооруженный из липы иконостас, покрытый золоченой резьбой на голубом фоне, переливался и сиял, ослепляя входящих. На постройку было потрачено 9000 рублей из войсковых сумм и 16750 рублей, которые собрали сами жители еще задолго до начала строительства. Интересно отметить, что станичники в 1865 году в течении трех месяцев передавали все свои казенные дотации и субсидии на постройку храма. Был даже введен дополнительно специальный сбор по 10 рублей с каждой семьи. Вдов и неимущих, бедных станичников от уплаты освободили.
5 июня 1874 год станичники со скорбью простились со своим любимым духовником и наставником священником Иоанном Дементьевым. Вскоре на место умершего был назначен священник Евгений Победоносцев.
В 1890 году в здании церковной сторожки было размещено одноклассное училище.Настоятель священник Григорий Златоустовский был заведующим и законоучителем, а учителем был назначен диакон Семен Янченко. В 1898 году учителем был назначен диакон Сахаров.
Станичное общество строго следило за состоянием станичного храма и старалось поддерживать его в образцовом виде. Регулярно проводились косметические ремонты, но через 23 года после строительства он уже нуждался в капитальном ремонте. Одних лишь церковных доходов для этого было недостаточно, поэтому 6 июня 1894 года состоялся станичный сход, на котором было решено выделить необходимые средства из станичного бюджета, несмотря на то, что подобные субсидии не предусматривались.
С 1898 года штат духовенства был увеличен — теперь в храма служили двое священников, дьякон и двое псаломщиков. На новое место в штат церкви был назначен священник Иоанн Максимов. В 1901 году вторым священником назначается Емельян Суржаненко, а в 1903 – священник Алексей Семенов.
В 1908 году Смоленское станичное общество лишило местный причт содержания и общественных квартир. Епархиальное начальство, в виду невозможности существования причта при таких условиях, закрыло приход, а Смоленского священника Лаврентия Михайловского зачислили вторым штатным священником в ст. Северскую.
В 1910 году на Кубани разразилась эпидемия холеры. Каждый день священники отпевали множество умерших и служили молебны о даровании избавления от эпидемии. После того, как эпидемию удалось победить, по инициативе станичников была заказана икону в память избавления. Осенью того же года на пожертвования была написана икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сразу стала особо почитаться станичниками. В этом же году в станицу прибыл подарок от Северского драгунского полка — икона Рождества Пресвятой Богородицы, которая была с особым торжеством освящена и помещена в храме.
В 1911 году новым настоятелем стал священник Александр Парадиев. В 1915 году отца Александра сменяет на настоятельском месте священник Еллий Яковлевич Царевский, а сам отец Александр переводится на второе священническое место.
Годы борьбы с Богом
В 1919 году при неизвестных обстоятельствах был убит настоятель храма священник Еллий Царевский. В 1922 году в станичном храме начала свою работу комиссия по изъятию церковных ценностей. Цепкие руки большевиков потянулись к дорогим и важным для жителей реликвиям: в храме хранилось юбилейное серебряное Евангелие в память 50-летия станицы, иона Покрова Божией матери в серебряной ризе, деревянный крест 1844 год азовских казаков. Не могли жители станицы отдать на поругание дорогие их сердцу реликвии. «Евангелие и Крест, — писали прихожане — дорогая память нам православным христианам, почему просим оставить указанные святыни. Ныне надеемся, что настоящая просьба наша будет уважена». Благодаря активным действиям настоятеля священника Феодора Белоусова реликвии не тронули. Но все же комиссия изъяла все остальные предметы.
12 мая того же года комиссией было изъято 4 фунта 74 золотника. Члены комиссии в присутствии священников Белоусова и Парадиева и двух псаломщиков Петропавлова и Маслова, в присутствии членов приходского совета Степана Поддубняго, Алексея Махно, Андрея Вовко, Андрея Ковалева и Матвея Карпенко произвели изъятие ценностей. Вместо некоторых церковных предметов, которые комиссия разрешила оставить, станичники пожертвовали свои личные награды: медали «За усердие», «За покорение Западного Кавказа», два Георгиевских креста.
В 1939 году храм станицы Северской был закрыт и переоборудован под клуб, а вскоре – разрушен.
Никита Кияшко
Спасибо большое за возможность прикоснуться к истории нашего храма! Никогда раньше не знал, где был построен храм!
Очень рад, что статья оказалась для Вас интересной и познавательной.
Спасибо за статью, только не могу сопоставить с нынешним расположением и центра и храма. Как можно определить где находился храм , так как интересно место нахождения дома Онуфрия Волика- теоретически возможного родственника (мой дед Волик Тимофей Иосифович 1907 года рождения был казацкого сословия). Сведений у меня больше никаких нет , а посещать ГАКК не могу, т.к живу в Тамани и на руках инвалид. Рада любому упоминанию о моей Северской, спасибо. С уважением Любовь Васильевна.
Бывший центр станицы — район нынешней школы № 43 (предположительно). Известно, что семья Воликов попала в Закубанье с партией переселенцев Азовского казачьего войска в 1864 году. Недавно мне в документах РГВИА попались сведения о Михаиле Григорьевиче Волике (скорее всего отце первого начальника станицы Северской — Григория Михайловича Волика): казак Полтавской губернии Зиньковского уезда волости Берьковской селения Ковалевки Михаил Григорьев Волик 1804 года рождения, жена его Пелагея 1814 года, дети: Иван (1831), Григорий (1835), Александр (1837). Так же с Михаилом Григорьевичем проживал его брат Иван Григорьевич Волик (1818). В документе сказано, что казак Михаил Григорьевич проживал около 15 лет в окрестностях войска и имеет 9 голов рогатого скота и хозяйственное обзаведение. В 1839 году Михаил Григорьевич подавал прошение о переселении в Азовское казачье войско, которое было удовлетворено, а Волики поселены в станице Никольской. (ОСНОВАНИЕ: РГВИА. Ф. 405. Оп. 6. Д. 2980. Л. 128об) В списках Азовских казаков, составленных Д. Еременко, помимо всех названных представителей семьи Воликов значится еще и Онуфрий Михайлович Волик (1840 г.р.), скорее всего сын Михаила Григорьевича.
Никита Витальевич, огромное спасибо, что ответили. То ,что Волики прибыли из ст. Никольской Екатеринославской губернии, я знала, кстати у них был еще брат Лука Михайлович у которого и жил их отец Михаил Григорьевич.В поселенном списке домохозяев Северской 1920года в качестве домохозяев числятся Волик Михаил Иванович и Анна Ивановна(видимо дети Ивана Григорьевича),Волик Акулина (видимо жена Онуфрия) ,Волик Николай Алекс. (наверное Александрович- сын Александра Михайловича),Волик Никифор Ануфриевич( вероятно сын Онуфрия). Но ,конечно о жизни Воликов в Полтавской губернии , я не знала и если удастся объединить моих родственников со всеми упомянутыми Воликами- будет большая удача. А Вы, Никита Витальевич , занимаетесь историей Северской или какие-то конкретные фамилии исследуете? Может встретите еще Воликов или Хорошман пишите буду очень рада . Адрес Lubaguravleva@yandex.ru С уважением, Любовь Васильевна.
Ответил на почту
Спасибо за историю! Моя фамилия Парадиев, мои предки из Ставрополья, я изучаю родословную и было очень интересно прочитать про своего родственника, священника Парадиева Александра. А каково нынешнее положение храма? Можно ли получить еще информацию про Парадиева?
Добрый день! Очень рад Вашему отклику! Сегодня храм находится на берегу реки Убин на возвышенности, практически в центре станицы (но не в историческом центре). Если у Вас есть хоть какая-нибудь информация об отце Александре Парадиеве, фото, буду очень признателен Вам, если поделитесь! В свою очередь могу сообщить следующее: в 1911 году священник Александр Парадиев был назначен настоятелем Свято-Никольского храма станицы Северской. Позже на настоятельское место был назначен священник Еллий Яковлевич Царевский, а отец Александр перемещен на вакансию штатного священника. Доподлинно известно, что священник Александр преподавал Закон Божий (был законоучителем) в двухклассном смешанном станичном училище. В 1922 году на Кубани проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. Одноименная комиссия 12 мая 1922 года начала свою работу в станице Северской. Ценности были изъяты и описаны в присутствии местных станичных священников Феодора Белоусова (настоятель) и Александра Парадиева (штатный), которые подписали акт об изъятии церковных ценностей. О дальнейшей судьбе о. Александра ничего не известно…
Здравствуйте! К сожалению фото нет, знаю что жену звали Матрена Никифоровна и у них было четверо детей! Будет еще информация, я Вам обязательно сообщу!
фото детей нет? Было бы очень хорошо, если бы Вы поискали и расспросили родственников. может быть, кто-нибудь что-либо помнит о нем, или сохранилась хоть одна фотография с ним или с семьей.
Мой дед и два его брата умерли, сестра деда жива, но мало что помнит, говорит что все документы и фотографии родители сожгли из за репрессий, и из за эмигрантов, чтоб не было пятна «изменников родины» отец мой вообще ни чего не знает, тоже родители все умалчивали, помнит из детства фотографии были русских офицеров со стертыми лицами, а потом вообще сгорели в пожаре. Придется архивы поднимать!
Какая связь с о. Парадиевым? Я вот еще раз детально изучил документы и сейчас прихожу к выводу: в Северской могло быть двое Парадиевых. В одних документах за 1911 год указано, что в Северской был священник Александр Парадиев, а в документах за 1915 год указано, что Николай Васильевич Парадиев. В документах за 1922 год имени священника не указано, стоит просто фамилия.
Здравствуйте Никита Витальевич! Да, знаю, двое, встречал такую информацию, у нас по словам родственников священник Александр Парадиев, отчество вроде Георгиевич. А дата рождения известна?
Добрый день. Нет, такой информации нет. Так, а что Вы еще можете рассказать о нем?
Уважаемый Никита Витальевич!
Царевский Еллий Яковлевич -мой прадед.
У него было четыре дочери-Александра (в замужестве Бахурова), Инна(в замужестве Соловьева) 1906- 1966 гг., Клавдия (в замужестве Диброва) и Юлия(по мужу не могу вспомнить)
Если есть интерес могу подробней.
Из дореволюционных фото есть только бабушка Инна в 1916г.(10 лет).
г. Владимир.
Очень рад Вашему комментарию! По некоторым сведениям, священник Е.Царевский скончался в 1919 году. Это действительно так?
Елий Яковлевич Царевский является и моим прадедом. Его дочь Юлия в замужестве Афанасьева это моя бабушка. Есть еще три брата которые также являются ее внуками.Есть фото полной семьи Царевских. Отец рассказывал что его дед Еллий Царевский был расстрелян вместе со своей женой в 1919г какой то комсомолкой которая впоследствии сошла с ума. Буду рад общению.
Олег Юрьевич,добрый вечер. Еллий Царевский мой прапрадедушка. Я сейчас разбираюсь в документах и истории своей семьи,не могли бы мы списаться,мне очень нужна ваша помощь.
Mail. 89966260799@mail.ru
Добрый день!
Собираем и изучаем старинные открытки. В коллекции есть открытка на 1914 год, адресованная в станицу Северская священнику Еллию Царевскому и Манечке. Вероятно от другого священника… Е. Гуполо.
Здравствуйте, Михаил! Достаточно интересная информация, спасибо!