Современные исследования, связанные с обращением к истории национальных культур и этносов, в первую очередь призваны приостановить разлагающее воздействие деструктивных тенденций на современное общество. Обращаясь к изучению колониальной политики на Кавказе, стоит отметить немалую роль в освоении территорий Закубанья казаков Азовского казачьего войска. Этнический стереотип азовских казаков был сформирован как парадигма взаимосвязанных составляющих традиционной культуры, родиной которой явилась Запорожская Сечь. Фундаментальной основой, просматривающейся во всех атрибуциях (признаках) запорожской культуры, явилось Православие. Переселение казаков Азовского казачьего войска в 1862-1866 гг. на территорию Северо-Кавказского региона ознаменовало окончание правительственной кампании по колонизации территорий Закубанья. Переселение предполагало практически полное расселение войскового населения и дальнейшее упразднение войсковой структуры. Малочисленность войска изначально поставило его существование под сомнение. Предпринятые правительством меры, отчасти способствовали интеграции войска как иррегулярного формирования в систему империи, но это произошло лишь благодаря тому, что казаки были привлечены к морской службе и окончательно поселены в Екатеринославской губернии.
Во время завершающего этапа Кавказской войны многие земли Закубанья постепенно переходили под контроль русских войск, что предполагало дальнейшее их заселение. Главнокомандующим Кавказской армией было предложено Военному министерству осуществить давно обещанное императором Николаем I переселение Азовского казачьего войска. Правительство одобрило план переселения, и в 1862 г. первая партия казаков была переселена в Закубанье. Эти семейства составили основную часть населения возведенных в январе того же года Адагумским отрядом станиц: Анапской, Благовещенской, Новороссийской [1, с. 208].
Адаптации переселенцев к новой социокультурной среде и условиям жизни в большей степени способствовали священники, которые всячески способствовали предупреждению возмущений и волнений и дальнейшего их устранения. Некоторые из них изъявили желание переселиться на Кубань. В частности, с жителями ст. Никольской переселился настоятель местной церкви священник о. Иоанн Дементьев, а с жителями ст. Покровской переселился священник о. Василий Коробчанский [2]. Духовенство, перенося все трудности дороги наравне с простыми казаками, старалось всячески поддерживать переселенцев. После расселения священники были назначены в каждую станицу. Основной их заботой стало не только поддержание должного духовного и нравственного уровня среди жителей, но и радение об устройстве станичных школ. Благочинный Абинского полка священник о. Евфимий Тимофеевский долгое время хлопотал об открытии полковой школы в станице Хабльской, что и случилось в 1867 г. В ней же он преподавал Закон Божий и светские дисциплины [3, с. 293].
Широкая социальная деятельность православного духовенства способствовала плавному вхождению азовских переселенцев в новую социально устойчивую группу населения Кубанского войска. В силу своих возможностей священники, понимая всю важность безболезненной адаптации, пытались помочь переселенцам и поддерживать их во всех сферах жизни.
Кияшко Никита Витальевич
студент I курса Сретенской духовной семинарии (г. Москва)
Использованная литература и источники:
- Пономарев, В.П.Заселение территории современного Абинского района Краснодарского края Азовскими казаками в 1863 году / В.П. Пономарев // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. – Вып. 5. – Краснодар-Киев, 2011. – 352 с.
- Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л. 432.
- Виноградов Н., свящ.Священник Евфимий Тимофеевский и его церковно-приходская летопись ст. Холмской // Кубанский сборник. – Т. 18. – Екатеринодар, 1913. – 140 с.