Эта история началась давно. В детстве прабабушка рассказывала о каком-то монастыре, находившемся в нашем районе. Говорила о иеромонахах, приезжавших на хутор и освящавших пасхальную снедь. Эти бы рассказы так и остались в памяти, если бы не совершенно случайная находка, толкнувшая меня на поиски этого монастыря. Работая в краевом архиве, мне пришлось пересмотреть не одну сотню дел, посвященных храмам нашего района. Но это! В документах за 1922 г. обнаружились описи церковного имущества… Успенского монастырского подворья на хуторе Новоивановском! Это был шок для меня, но и одновременно толчок к работе по этому малоизвестному монастырскому подворью, о котором, в нашем районе, да и во всем крае, знают лишь немногие…
Разматывая клубок истории
На территории села, принадлежащего некогда видному генерал-майору Крюкову, а затем семейству купцов Тарабановых (сегодня это Новоивановское) в 1901 году был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг этого храма и начала обустраиваться небольшая монашеская община. В Справочнике по Ставропольской епархии за 1911 г. приводятся статистические сведения о хуторе Тарабанова, из которых можно узнать, что населения было 5445 душ, 8015 домов и 1165 дворов. На хуторе функционировала школа грамоты. Известно, что некоторые жители хутора были связаны с конокрадами из хут. Иногородничьего и станицы Дербентской.
Моя прабабушка, Чипуляй Мария Петровна, вспоминала, что когда она была ребенком, к ним на х. Первомайский приходили иеромонахи из монастырского подворья и освящали куличи на Пасху.
31 апреля 1920 года на общем собрании жителей станицы Ильской помимо организации выборов в ревком были национализированы согласно законодательству частновладельческие земли, в том числе и владения братьев Тарабановых Я.З. и Е.З. (104 дес.) и Е.Е. Тарабанова (309 дес.). Большинство конфискованной земли не было засеяно. В 1920 году Ильский исполком постановил передать эту землю до осени 1921 года для использования Львовской волости. Бывшие арендаторы – бедняки потомственных участков станицы Ильской и х. Ново-ивановского (бывш. х. Тарабанова) как иногородние и казаки, изъявили желание поселиться на хуторе, назвав его Красным. 79 семей станицы Ильской и 45 семей х. Ново-ивановского переселились на х. Красный, которому было отведено 1500 десятин земли. На х. Красном была школа, в которой обучалось 60 учеников.
Живые страницы
В Государственном архиве Краснодарского края хранится дело, в котором имеются описи церковного имущества не только Львовского храма, но и зависимого от него в административном отношении храма села Новоивановского. В документах указывается и монастырское подворье на хуторе Тарабанов, настоятель подворья – иеромонах Герман – и дата его основания – 1901 г. Далее в документе имеется подпись еще одного иеромонаха подворья – Гурия. 15 июля 1922 года комиссия в составе председателя комитета взаимопомощи тов. Чепурка и члена церковного совета Ивана Власенко составила опись церковному имуществу, в котором значились: два средних серебряных потира, две лжицы, дискос, крест небольшого размера, потир, Евангелие небольшое.
Известный кубанский этнограф Опанас Бежкович в своих дневниках свидетельствует о популярности настоятеля иеромонаха Германа среди местного населения. Так, он приводит случай, когда одна роженица из села Львовского, которой была необходима помощь врача в ст. Ильской, по настоянию своей свекрови, была отправлена не к врачу, а в монастырь к отцу Герману за 6 верст служить молебен о благополучных родах. К сожалению, роды были трудными, и женщина умерла. Также он приводит и другой случай: в голодный 1922 год мать больного сына, в котором, по ее мнению, засел злой дух, отправилась с ними в монастырь к тому же о. Герману, чтобы он выгнал этого злого духа. И три раза та водила его туда.
Подводя маленькие итоги
В 1935 г. церковь на хуторе, который в то время стал называться Новоивановским, была закрыта и переоборудована в клуб. Долгое время в этом здании размещался сельский клуб и контора. К сожалению, в 1980-х годах клуб был закрыт, и началось варварское уничтожение здания: кто-то разобрал для нужд своего хозяйства крышу, кто-то балки, а кто-то и стены сломал. Вот и осталась от бывшего здания церкви только часть фундамента… Хочется надеяться, что местные школьники помогут нам узнать от населения чуть больше о подворье, со временем найдутся новые сведения и документы, и память о монастыре не останется больше в пыли человеческого забвения. Совсем недавно на страницах газеты «Зори» мы обращались к жителям района с просьбой о помощи в поисках информации, и надежда не угасает, что все-таки кто-то откликнется.
Никита КИЯШКО
Мы очень тронуты вашей заметкой. Многие годы я хотела побывать на хуторе, где родились и выросли мои дедушка и бабушка. Я с детства слышала много рассказаов о хуторе, в том чиисле о конокрадах.
Немного информации и о монастыре и монахах. Бабушка так успешно училась в церковно-приходской школе, что священник приходил отпросить ее у матери для дальнейшей учебы. Но не случилось. Зато она мне вместо сказок рассказывала «Повести Белкина» А.С. Пушкина в своем изложении.
Она рассказывала историю о нехорошем монахе, который приходил к вдове, и по ночам просил, как бы голосом ее мужа, отнести в монастырь разные ценные вещи. Молодежь хутора поймали его за это и обрили его бороду.
К сожалению, пока ничего другого вспомнить не могу. Если что-то вспомню, буду рада поделится.
Какие вы молодцы, что собираете и восстанавливаете историческую память.
Имена моих дедушки и бабушки:
Дориенко Александра Прокофьевна
Макеев Иван Иванович
Большое спасибо за информацию! Сейчас для нас важны любые сведения!
Я родился и жил в хут. Ново Ивановском с 1944 года по 1963 год . То что сельский клуб был церковью не верно.Церковь была чуть левее клуба между школой и клубом. В пятидесятых годах её разобрали и перевезли в ст. Северскую . А в здание клуба это дом Тарабановых. Мне об этом рассказывала сестра моей бабушки Н. А. Тарабанова она была замужем за сыном Тарабанова. Была выслана в Магадан потом вернулась обратно на хутор потеряв мужа и дочь жила с сыном Владимиром очень бедно домик у них был между магазином и почтой.Галина твоих бабушку и дедушку я очень хорошо помню.
Здравствуйте, моя бабушка была Тарабанова( до замужества)Мария Ильинична 1909 года рождения. Её отец Илья Тарабанов тоже имел землю на хуторе и галантерейный магазин в Краснодаре. А сейчас хутор существует? Хотелось бы побывать там. Остались ли ещё Тарабановы или их родственники?
Конечно, хутор существует и сегодня он называется село Новоивановское. Жителей уже совсем мало, большинство населения в свое время предпочло городскую жизнь сельской и покинуло родные места. К сожалению, никто из родственников Тарабановых на настоящее время не откликнулся.
Добрый вечер. Хутор как был хутором Новоивановским так и остался. Селом он никогда не был. Клуб был домом Тарабановых. А вот школа, которая существует до сих пор, имеет какое — то отношение монастырскому подворью. Что именно там было уже н помню, а бабули уже нет. Фото школы у меня есть. К сожалению не знаю как его сюда прикрепить.
Фото Вы можете отправить на почту kiyashkonv@gmail.com. Только обязательно подпишите дату снимка. В газете «Социалистическое табаководство» за 1937 год помещена заметка, в которой указано, что клуб хутора Новоивановского переделан из бывшего монастырского храма.
Добрый день!
Уже пару лет по крупицам собираю информацию о своих предках на Кубани. Ещё многое мне не известно. С удовольствием пообщаюсь с теми, кому так же интересна история моей семьи. Сам тоже буду рад поделиться информацией.
Мои предки в 1913 г.перебрались в Семиречье(Алма-Ата) с самого юга Краснодарского края,-ст .Чернореченской,где несколько столетий охраняли рубежи России.
Анатолий, Здравствуйте! Напишите мне пожалуйста, пообщаемся. мой адрес tarabanovn@yandex.ru
Доброго времени суток. Моя прабабушка по девичей фамилии Тарабан Анастасия 1905 года рождения. Рассказывала, что ее дядька Тарабан владел хутором, где сейчас находится станица Львовская. У нас много родственников живет в ст. Львовской, Ильской, Черноморской. Моя прабабушка в молодости с мужем -Лубенец Яков- уехала в Краснодар и осталась там жить. Рассказывала, что его во время революции раскулачили, но не сослали. Так что я -получается далекий потомок этого самого Тарабана.
Добрый день! Замечательно, что Вы помните историю семьи. Сохранились ли фотографии Прабабушки и ее семьи или документы?
Здравствуйте!
Мой отец родился в ст. Троицкой Краснодарского края и всё детство напоминал мне про родовой хутор. Тогда я относился к этому невнимательно. Позже, интересуясь родословной, я смог «докопать» лишь до пра-прадеда Захара, и его сына (моего прадеда) Григория, участника ПМВ, уроженцев кубани, но, к сожалению, не нашёл информации о местах их рождения и проживания. Может быть с вашей помощью мне удастся узнать больше.
Здравствуйте! Действительно, основателем хутора и монастырского подворья был мещанин Захарий Ефимович Тарабанов, выкупивший эти земли у вдовы генерала Крюкова в конце XIX века. Сохранились ли у Вас фотографии прадеда или других предков?
Захарий был не купцом а скарабейником,мелким торговцем на момент покупки ВСЕГО ДВИЖИМОГО и недвижимого имущества у подслеповатой вдовы Крюковой.Он обманул её в лучших еврейских традициях!Моя прабабка Тамара Станиславовна Лукомская вышла замуж за его сына Евгения.Моя бабушка в девичестве Тарабанова Галина Евгеньевна.
Ответил Вам на e-mail.
Почему-то никто не указал, что подворье на хуторе Тарабанов принадлежало Успенскому мужскому монастырю в селении Дранда (Абхазия).