Русская Православная Церковь на Кубани в 1920-е гг. по материалам федеральных и региональных архивов

титульный листНе ослабевает интерес исследователей к религиозной жизни Кубани в 20–30-е гг. XX столетия. В этот период Русская Православная Церковь подверглась таким сильным погромам и гонениям, каких не испытывали на себе в XX в. конфессии в других странах. Важнейшая задача современных исследователей состоит в том, чтобы, полностью преодолев стереотипы «партийного подхода», разработать объективно научную концепцию истории взаимоотношений Советского государства и Русской Православной Церкви. Это будет значительным вкладом в восстановление исторической справедливости по отношению к Церкви. Для этого в настоящее время созданы необходимые условия: над исследователями не довлеет жесткий идеологический контроль государства, им открыты ранее недоступные архивные материалы.

В этой связи для изучения религиозной жизни Кубани большое значение представляют документы окружных комитетов ВКП(б), хранящиеся в Центре документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Наиболее полная информация о религиозных организациях на Кубани содержится в документах фонда Майкопского окружного комитета ВКП(б). Хронологические рамки документов соответствуют периоду деятельности окружкома, то есть 1924–1930 гг. В данном фонде представлен богатый фактический и статистический материал, характеризующий религиозную ситуацию в Северо-Кавказском крае в целом и отдельно по округам.

Статистические данные фонда дают представление о количественном состоянии духовенства по округам, а также об отдельных религиозных организациях на 1926 г. [1]. Материал представлен в виде таблиц. В первой таблице содержится информация об общем состоянии духовенства всех конфессий в Северо-Кавказском крае. Указаны округа, и по каждому из них приводится статистика о количестве епархий, церквей, монастырей, церковных советов, духовенства, монахов в монастырях, «бродячих» монахов. Исходя из этих данных, следует выделить Донской округ как лидирующий по количеству епархий – 6 и духовенства – 831 человек. Кубанский округ, на территории которого действовала одна епархия, выделяется по количеству церквей – 286 и монастырей – 7. Наименьшее число церквей, по данным таблицы, в Майкопском округе – 62 и один монастырь.

Одной из малоизученных тем остается обновленческое движение в Русской Православной Церкви на Кубани. В данном регионе переход в обновленчество среди духовенства принял небывало широкий размах. Это движение возглавил епископ Кубанский и Екатеринодарский Иоанн (Левицкий). При анализе статистических данных о религиозной ситуации в Северо-Кавказском крае в целом было выявлено, что на 1 января 1926 г. здесь уже насчитывалось 9 обновленческих епархий против трех тихоновских, 934 синодальных церкви и 727 – патриарших, обновленческого духовенства было 2165 человек, а патриаршего – 1916 человек [1]. Анализ таблиц о состоянии тихоновского и обновленческого духовенства по округам показывает, что позиции обновленчества были сильны в Кубанском округе – здесь насчитывалось 210 церквей, в Армавирском округе – 111 церквей, а позиции тихоновского духовенства были сильны в Донском округе – 204 церкви и Ставропольском округе – 133 церкви.

Государственные органы на местах в строгой секретности обсуждали свое отношение к обновленцам и разрабатывали методы общения с ними. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в фонде 65 «Протоколы заседаний Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б)» хранятся протоколы закрытых заседаний Президиума Кубано-Черноморского областного комитета РКП(б). В протоколе от 21 июня 1922 г. зафиксирован вопрос «Об отношении к революционным группировкам в РПЦ». В ходе обсуждения этого вопроса было принято решение: «Признать обновленческий союз «Живой Церкви» в целях дальнейшего раскола среди духовенства явлением полезным, одновременно было предложено председателю Кубано-Черноморского исполнительного комитета оказывать содействие указанному союзу» [2]. Был разработан и метод связи представителей местных властей со священнослужителями обновленческого направления. Он заключался в ведении переписки в секретном порядке. Такая переписка со временем приобрела форму докладов и отчетов обновленческого духовенства перед государственными органами власти.

В Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК) в фонде Р-1259 хранится доклад уполномоченного Высшего церковного управления в Кубчероблисполком, в котором дается характеристика церковной жизни на Кубани в 20-е гг. XX в. В докладе подчеркивается, что «в самом начале революционного церковного сдвига Кубанское духовенство сразу стало на путь церковной революции и зафиксировало это постановлениями городского духовенства и Епархиального съезда благочинных. Однако нашлись и противники этого движения, но они были слишком малочисленны». И далее уполномоченный ВЦУ делает заключение, что «противление некоторых священнослужителей вызвано не религиозными побуждениями, ибо все они не противники церковных реформ, а побуждениями политического характера, так как церковно-обновленческое движение снесло с трона патриарха Тихона – начальника Российской контрреволюции» [3]. Этот документ подтверждает предположение, что преобразовательные тенденции в Русской Православной Церкви нашли отклик среди кубанского духовенства.

Таким образом, указанные документы позволяют проследить количественный состав религиозных организаций, в частности обновленцев и тихоновцев, исследовать методы взаимоотношений государственных органов власти с духовенством на местах.

Н.Ю. БЕЛИКОВА

_____________________________

1. ЦДНИКК. Ф. 2816. Оп. 1. Д. 134.

2. РГАСПИ. Ф. 65. Оп. 1. Д. 64.

3. ГАКК. Ф. Р-1259С. Оп. 1С. Д. 13.

Материал опубликован: Беликова Н.Ю. Русская Православная Церковь на Кубани в 1920-е гг. по материалам федеральных и региональных архивов // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа – Ставрополь, 2012. С. 22-25.

Комментарии (0)

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *