с. Шабановское

Шабано-Тхамахинская волость была основана в 1869 году молдаванами – выходцами из Бессарабской губернии. Волость состояла из двух поселков: Шабановского и Тхамахинского, расположенных в 6 верстах друг от друга. Сегодня село Шабановское и село Тхамаха входят в состав Северского района в составе Шабановского сельского поселения.

Станица Тхамахинская

Еще до официального утверждения волости как административно — территориальной единицы, местность называлась станицей Тхамахинской, которая была упразднена в 1868 г. В 1865 г. начальником станицы был поручик Алексей Иванович Герсеванов [1]. Станица была основана 19 мая 1864 г. вблизи бывшего военного редута, возведенного войсками Джубского отряда на кургане Тхамаха в 1863 г.

В станице имелся временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери всех скорбящих радость, который 15 января 1868 года было разрешено обществу станицы продать жителям станицы Ставропольской, ввиду дальнейшего расселения всех жителей. Несмотря на то, что церковь была временной, в ней имелся большой иконостас с 12 иконами и три колокола общим весом более 8 пудов [2]. Более чем полгода решался вопрос о покупке церкви, однако на месте упраздненной Тхамахинской станицы было принято решение основать Шабано-Тхамахинскую волость и поселить в ней молдаван, для которых и оставили церковь.

В непосредственной близости от Тхамахинской находилась также станица Шабановская. Начальником станицы 4 октября 1864 г. был назначен прапорщик Александр Феликсович Мистергазе, находившийся на этой должности до марта 1865 г. [3]

Шабано-Тхамахинская волость

Несмотря на то, что почва в округе была глинистая и каменистая, жители выращивали кукурузу и пшеницу на немногочисленных свободных от леса полянах в долине реки Шебш. Сама волость была расположена среди гор и трущоб, куда можно было добраться только в определенное время года по обмелевшему руслу реки Шебш, перейдя реку 21 раз. Испытывали трудности путники двигаясь и по дороге, которая частично была завалена камнями и бревнами, а также размываемая течением горной реки. Многие путники находили свою смерть, преодолевая путь во время разлива реки, о чем свидетельствовал мрачный крест, установленный на берегу Шебш, на могиле безвременно погибшего от разлива реки.

 В 1878 г. старостой волости был избран Попесков Василий [4]. В 1883 г. старостой был Иван Стратул.

В документах за 1882 год указывалось, что по реке Шебш располагался Шабановский поселок, в котором насчитывалось около 47 домов, Тхамахинский поселок (8 домов), хутор Одобескула (турецко-подданный, табачный плантатор) (1 дом), хутор Норы, жены поселкового учителя, (1 дом), Пихлера, мещанского учителя (1), Ставропольский поселок (78 домов), Турецко-подданного плантатора Еринова (1 дом), турецко-подданного Николи (1 дом) [5].

В 1888 г. Шабано-Тхамахинский поселок вошел в состав новообразованного Екатеринодарского отдела.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Тхамахинском селении насчитывалось 151 человек, исповедующих православие, а в Шабановском  — 230 человек [6].

Михаило-Архангельская церковь была построена в 1902 году из дерева. Рядом под дощатой крышей были размещены колокола на двух дубовых столбах [7]. Вокруг церкви располагалась ограда из частокола. Церковь была довольно бедна и имела недостаток в церковной утвари.. В составе причта был священник и псаломщик. Настоятелем церкви был священник Григорий Орлов.

Жалованья священник получал 300 р., а псаломщик 100 р. В 1910 году было назначено добавочное жалованье членам причта от казны священнику 150 р. и псаломщику 50 р.

Причтовой земли было 49 ½ десятин. Из этой земли для хлебопашества было удобно только 10 десятин, остальная часть «ни к чему не годная, представляет собой горы, крутизны и самородный камень» — сообщает причт. Священнику полагалась общественная квартира, а псаломщик получал от общества 24 рубля квартирных денег.

В Шабановском министерском одноклассном училище священник преподавал Закон Божий, за что получал 60 р. В Тхамахинском поселке была только церковно-приходская школа [8].

В 1904 году настоятелем храма был священник Иоанн Сокольский, а в 1907 году его сменяет священник Алексей Коробков. Назначенный священником в отдаленное село, называемое часто «медвежьим углом», отец Алексей, несмотря ни на что, активно принялся за устройство нового молитвенного дома — для начала долгое время священнику пришлось уговаривать шабановцев начать дело. Шабановцы, не имея общественных денег, боялись втягивать себя в такое дело, которое, по их мнению, требовало громадных денег и непосильных трудов и беспокойства. Но о. Алексей не унывал и, указывая Шабановцам на их природныя богатства: камень и лес, продолжал убедительно и энергично склонять их начать это святое дело, обещая, что в дальнейшем Бог поможет окончить постройку молитвенного дома. Труды о. Алексея и горячая надежда на помощь Божию не оказались напрасными.

Дело было начато с того, что шабановцы во время разлива реки (часть осеннего, весеннего и все зимнее время) заготовили в условном месте лес и камень, а с наступлением мелководья перевезли на место постройки, и работа закипела. У шабановцев, не имевших денег, с первого разу обнаружилась нехватка многих необходимых материалов. Жители роптали, а некоторые высказывали недоверие и упреки отцу Алексею. Были и у о. Алексея разочарования, но эти разочарования к счастью не сбили его с толку. Неусыпная энергия и горячая надежда на Бога помогли о. Алексею; он уговорил шабановцев к самообложению, которое, хотя и с трудом, было принято, сразу же поправив дело. Кроме этого, стараниями о. Алексея были найдены благотворители (на которых никто из шабановцев не надеялся), жертвы которых воодушевили строителей.

Этими благодетелями были: житель села Сапсугскаго Черноморской губернии крестьянин Лука Чеботарь пожертвовал обществу на постройку храма 50 рублей; им же пожертвованы для храма 3 бронзовых лампады – 15 рублей и запрестольный семисвечник – 25 рублей; генерал Чистяков из Екатеринодара – пожертвовал 3 иконы: запрестольную Воскресения Христова – 65 р., Спасителя – 30 рублей, Богородицы – 30 руб., и 18 аршин парчи; казаком станицы Ахтырской Мищенко было собрано и пожертвовано на украшение храма – 25 рублей и им же доставлены от Ахтырской церкви катапетасма, 2 полных священнических облачения, диаконский стихарь, напрестольный покров, хоругвь и несколько шелковых платков, местным жителем Степаном Гульпой было пожертвовано паникадило стоимостью 40 рублей. Сам отец Алексей пожертвовал в церковь написанные масляными красками художественного письма иконы: местные иконы Спасителя и Богородицы и на входные алтарные двери Архангела Гавриила и Архистратига Михаила по 28х14 вершка, на сумму – 300 рублей, — 4 Евангелиста и Благовещение 8х7 вершка – 95 рублей: икона Спасителя для жертвенника —  60 рублей, икона Тайной Вечери 12х10 вершка – 20 руб., шелковая катапетасма – 15 рублей и 13 праздничных икон 6х5 вершков —  45 рублей.

Таким образом, с помощью Божией, при отзывчивости добрых людей и трудами о. Алексея шабановцы строили молитвенный дом. Радость и чувства благодарности теплились в душах их, но этим неусыпные труды о. Алексея далеко не исчерпывались. По условию с подрядчиком шабановцы решили строить пазовой молитвенный дом, крышу сделать дранковую и купола не возводить. Но о. Алексей и здесь не остановился и приложил все силы, чтобы убедить жителей сделать рубленную постройку, возвести на ней малый купол, как и подобает быть храму и вместо дранки покрыть молитвенный дом оцинкованным железом. Все это вело к затрате труда и денег, чего шабановцы опять убоялись, но в конце концов согласились, и молитвенный дом за летние месяцы был благополучно окончен, а 11 ноября 1907 года освящен.

Самое освящение, которое совершали: благочинный протоиерей Василий Смельский и священники: Иоанн Трофимовский, Лазарь Попов и Алесей Коробков, носило характер торжественности  и воодушевления. Народ, впервые видевший это священнодействие, исполненный чувств благоговения и религиознаго воодушевления, безмолвно созерцал его. По окончании освящения молитвеннаго дома местный священник о. Алексей Коробков сказал на литургии прочувствованную речь. Молящиеся плотной стеной приблизились к своему батюшке и с глубоким вниманием и набожностью не пропускали ни одного слова из его речи. По окончании литургии о. благочинный поздравил жителей с исполнением их заветного желания, благодарил за труды и заботы руководителя и вдохновителя постройки молитвенного дома о. А. Коробкова и все Шабановское общество, просил  сельчан в обновленном храме обновить и души свои и усерднее молиться храмовому святому, чтобы он никогда не оставлял их своею помощью. По выходе из молитвенного дома местное общество предложило участникам торжества скромную закуску, во время которой  участковый начальник, присутствовавший при освящении молитвенного дома и принимавший участие в хоровом пении во время Богослужения, также поздравил шабановцев с торжественным днем и исполнением их желания.

«Не бывший ни разу в Шабановском селе не может себе представить той подавленности, отрезанности и отчужденности от мира, какия чувствовались и испытывались участниками этого торжества при въезде в вышесказанное село. Не присутствовавший на этом торжестве не может так же и испытывать тех чувств сорадования и глубокаго сочувствия несчастным Шабановцам, дождавшимся в своем «уголке» столь величественнаго и не виданнаго для них торжества«, — вспоминал очевидец событий прот. В. Смельский. «Уезжая из села Шабано-Тхамахинскаго, — писал он, — участники освящения молитвеннаго дома уносили с собой тяжелыя и светлыя воспоминания и впечатления, навеваемыя и вызываемыя с одной стороны дикостью края и крайней бедностью поселенцев, а с другой тем, что и в таких захолустьях, как село Шабано-Тхамахинское, находятся люди, которые не жалеют ни трудов, ни своих ограниченных денежных средств на благо и пользу своих ближних» [9]. Лучшей награды и успеха дела, по словам  о. Алексея, для него и не может быть, как сознание его пасомыми, людьми темными и невежественными, тех материальных и моральных «жертв», какие пришлось ему вложить в этом светлое дело.

В том же году 3 июня от должности церковного старосты был уволен житель села Онуфрий Одобенко, а на его место назначен архиереем крестьянин села Николай Стефанович Благан на 3 года [10].

В 1913 году в состав Шабано-Тхамахинской волости входили село Тхамахинское, Шабановское и Старо-Шабановское [11].

В 1915 году в храме служил священник Иоанн Листопадов. Через год на его место был назначен священник Капитон Рождественский. В этом же году у отца Капитона родился сын Олег. Далее при неизвестных обстоятельствах имя отца Капитона пропадает из документов, возможно, он был убит или умер собственной смертью. Сохранилось письмо его сына в органы ЗАГС с просьбой о выдаче справки о рождении, на котором большими буквами посторонней рукой было написано «Сын Попа».

По статистическим данным, в 1917 г. в составе Екатеринодарского отдела были разделенные с. Тхамахинское и с. Шабановское. Согласно новоучрежденной в 1923 г. Кубчероблисполкомом административно-территориальной сети в Краснодарском отделе упоминается Смоленская волость, в состав которой вошло с. Шабановское.

К 1939 году были закрыты все храмы Северского района, в том числе и Михаило-Архангельский Шабано-Тхамахинской волости.

Начальники станицы Шабановской

1864-1865 гг. прапорщик Александр Феликсович Мистергазе

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Кубанские войсковые ведомости за 1865 г. № 8. С. 29.
  2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 351. Оп. 1. Д. 247. Л. 19-70.
  3. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 4641. Л. 72об.
  4. Памятная книжка по Кубанской области за 1878 г. — Екатеринодар, 1878. — С. 86.
  5. Сборник сведений о Кавказе. Т. VIII. Кубанская область. Списки населенных мест по сведениям 1882 года. – Тифлис: Типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885. – С.
  6. Население Кубанской области по данным вторых экземпляров переписи 1897 г.  Под ред. Л.В. Македонова. — СПб, 1905. — С. 46.
  7. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. –  С. 224.
  8. Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). 1907. № 24. с. 1378-1382.
  9. СЕВ. 1907. №12. С. 627; СЕВ. 1907. № 18. С. 939.
  10. Михайлов Н.Т., свящ. Справочник по Ставропольской епархии. – Екатеринодар, 1911. – С. 393-394.
  11. Кубанский календарь на 1913 год. Екатеринодар, 1913. С. 300.

 

© Кияшко Н.В.

2 ответа на с. Шабановское

  1. Геннадий

    Спасибо. С волнением прочитал Вашу статью. Я житель с. Шабановского и мне это очень интересно было. Геннадий Слива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *