Губернатор А.И. Кияшко и Великая война: внутреннее состояние Забайкалья в военное время

А.И. Кияшко. Фото 1911 г.

А.И. Кияшко. Фото 1911 г.

На фоне усиливающихся разрушительных глобализационных катаклизмов, негативно влияющих на социо-культурное состояние современного общества, вопросы исторической памяти и культурного наследия Русского народа приобретают все большую актуальность. Возвращаются в историю давно забытые имена и события, происходит переоценка и отход от догматического классового анализа, привитого исторической науке идеологической политикой коммунизма. Новым выражением интенции исторической науки стал объективизм и беспристрастный личностный подход исследователя к анализу исторических процессов.

Изучение истории России с точки зрения феномена коллективной памяти (memoria), зафиксированной в многочисленных исторических источниках, определенно имеет в себе целенаправленное обращение к ряду личностей, доминирующих над парадигмой локальных сообществ в решении ключевых вопросов общественно-политического развития. При реконструкции исторического прошлого происходит изменение методолгического принципа от макроуровня до нового масштаба познания – микроанализа, акцентирующего внимание исследователя на человеке и его личности. Таким образом происходит персонификация и конкретизация локальной истории. В статье автором предпринята попытка обратиться к фигуре губернатора Забайкальской области, потомственного кубанского казака, генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Кияшко.

Защита государства на протяжении всей истории являлась краеугольной установкой мировоззрения россиян, особенно отчетливо проявлявшейся в периоды наибольших сложностей для страны. Отличительной чертой российского патриотизма как в начале становления государственности, так и на протяжении веков, было вдохновление верой – убеждение в святости исполняемого долга. Безусловно, рассматривая различные периоды подъема национального патриотизма, стоит уделить должное внимание и роли личности в этом процессе.

В 1914 г. началась Первая мировая война – одна из самых широкомасштабных и кровопролитных войн в истории человечества. Одновременно с введением всеобщей мобилизации и открытия боевых действий, изменивших статичное положение российской армии, менялось и внутреннее социоэкономическое состояние российского общества. Экономический уровень государства, находящегося в состоянии войны, значительно снижался. В это время в Забайкальской области на посту военного губернатора и наказного атамана Забайкальского казачьего войска находился назначенный высочайшим повелением 28 марта 1912 г. бывший начальник штаба Кубанского казачьего войска генерал-майор Андрей Иванович Кияшко [1].

Первая мировая война вызвала необходимость решения администрацией области ряда проблем, возникших в связи с военным положением.

В первую очередь 19 июля наказным атаманом была объявлена всеобщая мобилизация, и начата мобилизационная работа. По данным за 1914 г. численность казачьего населения мужского пола в области составила 132005 человек, а готовых к службе — 35204.Уже с 1 сентября началось выступление на театр военных действий боевых соединений Забайкальского казачьего войска. На фронт было отправлено девять полков: 1-й Аргунский, 2-й Аргунский, 1-й Верхнеудинский, 2-й Верхнеудинский, 3-й Верхнеудинский, 1-й Нерчинский, 1-й Читинский, 2-й Читинский, Стрелковый полк Забайкальской казачьей дивизии, три пеших батальона (4-й пеший, 7-й и 12-й), артиллерийский дивизон, две батареи, две казачьих конных и две пеших бригады, запасный казачий артиллерийский взвод (всего 14 тыс. человек) [2].

Во-вторых, с началом военного положения губернатору Забайкалья было необходимо решить вопрос социальной защиты не только беженцев, но и семей лиц, призванных на войну. Одновременно был начат процесс по организации лазарета для раненных на Кавказском фронте. В газетах «Забайкальская новь» за 12 ноября 1914 г. и «Забайкальские областные ведомости» за 16 ноября 1914 г. было опубликовано обращение губернатора А.И. Кияшко, в котором он от себя лично, и от возглавляемого им Комитета по организации на передовых позициях армии, действующей в Закавказье, подвижного военного лазарета для раненных воинов, призывал «…дорогое население Забайкалья в патриотическом деле кто и сколько может помочь» в организации лазарета [3]. Аккумуляция всех сил представителей забайкальского общества положительно способствовала решению этих проблем.

Для организации мер по социальной защите в области было образовано Забайкальское отделение Комитета Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. Елизавета Федоровна в личном письме просила военного губернатора возглавить Забайкальское отделение комитета, и 22 сентября 1914 г. состоялось его первое заседание во главе с Андреем Ивановичем Кияшко [4].

Войсковым правительством и Комитетом Великой княгини Елизаветы Федоровны выдавались денежные субсидии частным благотворительным обществам, оказывалась материальная и продовольственная помощь семьям призванных на фронт. Одеждой, бельем, обувью снабжались как семьи запасных, так и эвакуированные больные и раненые солдаты. Андреем Ивановичем была лично возглавлена кампания по сбору пожертвований фронту. За время проведения кампании было собрано около полумиллиона рублей. Люди несли не только деньги, но и различные ценности [5].

До конца 1914 г. и по март 1915 г. в Забайкалье повсеместно происходило образование комиссий Забайкальского отделения комитета, активность населения области в деле помощи фронту чрезвычайно возросла. Забайкалье, как и вся Россия, переживала необычайно высокий подъем чувств патриотизма.

22 августа 1915 г. был образован Забайкальский комитет по оказанию помощи беженцам, в состав которого вошли представители Читинского городского управления, всех существующих беженских национальных организаций, общественные деятели и представители уездных комитетов. Во главе комитета находился генерал А.И. Кияшко. Вслед за областным комитетом образовывались и городские комитеты помощи беженцам. Так, 6 сентября того же года был образован Читинский городской комитет во главе с М.Ф. Чапасом [6].

Военный губернатор способствовал созданию лазаретов и организации деятельности общины Красного креста. Совместно с общиной были организованы медицинские курсы, количество выпускников которых за 1914-1915 гг. составило около 300 человек [7].

В военное время особо остро встал вопрос призрения детей, отцы которых или сражались на фронтах, или погибли на войне.Забайкальским церковным братством св. Кирилла и Мефодия при содействии Андрея Ивановича были получены средства от Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны на приобретение здания для сирот и завершено строительство еще одного дома на 50 детей, отцы которых были на войне.

Третьей проблемой, вызванной реалиями военного времени, стал упадок сельского хозяйства и промышленности. Губернатор, стремясь предотвратить экономический кризис в области, установил фиксированный уровень цен на продукты первой необходимости. Из запасов Монгольской экспедиции А.И. Кияшко удалось получить 23 тыс. пудов мяса на выгодных условиях, благодаря чему цены на мясо в Забайкалье были дешевле, чем во всей Европейской России и в Сибири [8]. Под его руководством была организована сельскохозяйственная помощь населению области. Он проводил продовольственные совещания, на которых внимательно следил за докладами о мониторинге цен и в случае надобности принимал меры для контроля за спекуляциями продавцов [9]. 2 января 1915 г. было утверждено положение о должности участковых агрономов, назначаемых по одному в каждый военный отдел. По мнению губернатора, их деятельность должна была обеспечить снижение дестабилизирующего влияния военного времени на сельское хозяйство области.

В военное время началось объединение кооперативных потребительских обществ. В жесткой конкурентной борьбе против частных торговцев потребительские кооперативы выходили победителями как представители более крупного объединенного капитала. Причиной роста потребительских обществ стала ситуация, когда продовольственные продукты и одежду достать было невозможно, если человек не состоял в кооперативе. Потребительские общества при поддержке губернатора А.И. Кияшко прилагали все усилия для удержания цен на продовольствие и товары первой необходимости. Стоит отметить, например, что Верхнеудинское потребительское общество «Экономия» при собственном магазине открыло городской склад продуктов первой необходимости, их продажа производилась по заготовительной стоимости с начислением не более 5 % для возмещения обществу расходов по найму служащих и помещений.

Губернатором была получена ссуда в размере 50 тыс. рублей для населения г. Читы, предназначенная на заготовку дров, благодаря чему лиственничные дрова в городе стоили не более 8 руб. за сажень, несмотря на дороговизну жизни, вызванную войной.

Деятельность Андрея Ивановича по организации помощи фронту и предотвращению экономического кризиса находила широкую поддержку среди населения области. В благодарность губернатору присваивались почетные звания и вручались награды. 1 марта 1915 г. генералу А.И. Кияшко было выдано свидетельство Кавказским военным обществом инвалидов на право ношения нагрудного знака общества [10]. 24 июня того же года станица Ильдиканская 3-го военного отдела Забайкальского казачьего войска в благодарность генералу была переименована в «Кияшковскую». В декабре 1915 г. военный губернатор за заслуги перед Читинским отделением был избран почетным членом общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. В 1916 г. Читинская городская дума предложила избрать военного губернатора почетным гражданином города Читы.

Подводя итоги, стоит отметить, что деятельность военного губернатора А.И. Кияшко, при всей строгости его характера, который подчас становился главным критерием формирования к нему отношения современников, безусловно, имела положительный характер. Успешное решение актуальных и особенно болезненных для забайкальского общества проблем, вызванных военным временем, способствовало выдвижению Забайкалья в первые ряды регионов страны, сохранивших стабильное политико-экономическое состояние. Личностное христианское отношение Андрея Ивановича к несению службы военного губернатора и наказного атамана было выражено им в своем приказе 1912 г.: «…и с радостью, если Царю Небесному будет угодно и Царю земному потребно, не пощажу собственной жизни» [11]. Яркая личность казачьего генерала – важное достояние родной старины, все следы которой мы обязаны восстанавливать и беречь.

 

Примечания:

  1. Государственный архив Забайкальского края (далее – ГАЗК). Ф. 13. Оп. 2. Д. 32. Л. 28.
  2. Василевский В. И., Перминов В. В. История Забайкальского казачьего войска (краткая хронология). — Чита, 2001. С. 65.
  3. ГАЗК. Ф. 12. Оп. 1. Д. 20. Л. 16, 9, 30.
  4. ГАЗК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Ф. 12. Оп. 1. Д. 22. Л. 1.
  5. Константинова Т.А.Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 [Текст] / Т. А. Константинова / Гос. архив Читинской области. – Чита: Частная тип. Г.Г. Богданова, 2001. – С. 88.
  6. ГАЗК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 7. Л. 73.
  7. ГАЗК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 32. Л. 17об.
  8. Кияшко Н.В. Генерал-лейтенант А.И. Кияшко в Забайкалье: штрихи к портрету // Эволюция управления: от древнерусского государства до современной России. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции: сб. ст. / отв. ред. Т.И. Сапожникова; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2014. – С. 49-54.
  9. ГАЗК. Ф. 13. Оп. 2. Д. 32. Л. 38об.
  10. Константинова Т.А. Указ. соч. С. 86.
  11. Кияшко Н.В. Род Кияшко на Кубани // Копыл: историко-краеведческий альманах № 3(7). – Славянск-на-Кубани, 2013. – С. 38.

 Н.В. Кияшко

(г. Москва, Россия)

Материал опубликован: Кияшко Н.В. Губернатор А.И. Кияшко и Великая война: внутреннее состояние Забайкалья в военное время // «Беззаветно тебя мы любили, святорусская наша земля…»: материалы X Международных Дворянских чтений. Краснодар, 2014. С.  42-47.

Комментарии (0)

Сохранен как Новости, Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *