В Ильском обнаружили старинное облачение

В Ильском обнаружили старинное облачение: житель поселка совершенно случайно столкнулся на чердаке своего дома с «гостями» из прошлого: большой алюминиевый ящик, обнаруженный им, хранил в себе множество старинных предметов, которые были похожи на церковные реликвии. 22 мая руководством Северского музея реликвии были переданы митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору.

Все начинается с ремонта

— Я их нашел совершенно случайно, когда залез на чердак, чтобы отремонтировать стропила, — рассказывает хозяин дома Николай Иннокентьевич Сапожников. В таинственном ящике, который Николай Иннокентьевич сразу же отвез в Северский музей, оказались интересные и шокирующие специалистов предметы: фиолетовое полное облачение священника, сосуды для совершения Литургии, арестантская сумка,  и Антиминсы – особые куски ткани, на которых изображается положение во гроб Христа и вшивается часть мощей святого. Без антиминса не возможно совершение Божественной Литургии (главное богослужение православных христиан).

Фрагмент найденного облачения. Священническая фелонь

Фрагмент найденного облачения. Священническая фелонь

Когда мне сообщили, что в Ильском обнаружили старинное облачение, я первые минуты был в шоке: долгие годы, занимаясь поисками сведений о церквях нашего района и, в частности, об Ильском храме, мне ни разу не попадались такие предметы, и даже не удавалось услышать о существовании чего-то подобного, а тут…! Неожиданная находка взволновала меня, и начались долгие поиски информации о владельце этого таинственного дома.

Спустя некоторое время удалось установить, что в этом доме когда-то жила Татьяна Александровна Дрозд, которая провела больше восьми лет в лагере, получив срок за свою веру, связавшись с ее крестницей из города Волжска.

Разматывая клубок истории

Татьяна Александровна Дрозд – бывшая хозяйка этого дома – родилась в 1917 году в городе Бодайбо в Иркутской области в семье глубоко верующих людей. Ее мама, Анна Александровна Пельшакова, перед смертью приняла монашеский постриг с именем Ангелина. Во время Великой отечественной войны Татьяна Александровна работала начальником участка № 1 Омутинской железнодорожной экспедиции Кировской области По сфабрикованному делу она была арестована 16 декабря 1943 года  и осуждена военным трибуналом войск НКВД по Кировской области 17 февраля 1944 года на 8 лет лишения свободы по статье 58-10 ч.2 (агитация к свержению Советской власти) и 58-11 (деятельность, направленная к совершению преступлений против Советской власти) Уголовного кодекса СССР. Несмотря на военное время, «органы» активно работали и выискивали «врагов народа». Вот и их взгляд упал на Татьяну Дрозд.

Т.А. Дрозд

Т.А. Дрозд

Четыре года Татьяна Александровна провела в колонии № 4 г. Кирова. Во время пребывания в ней она подвергалась сильнейшим истязаниям в так называемом «каменном мешке». Знаменитый Александр Исаевич Солженицын в своей книге «Архипелаг Гулаг» писал, что подобные истязания лагерными узниками считались одними из самых жестоких. В 1947 году по распоряжению ГУЛАГа она была отправлена этапом в город Степняк, а через год ее переместили в женскую колонию города Караганда. В 1951 году ее перевели в бывший концлагерь в городе Спаск. Там Т.А. Дрозд находилась под наблюдением комендатуры, а затем была переведена в г. Чу.

Наконец-то 7 января 1952 года она вышла на свободу и была отправлена в с. Михайловка Джамбульской области (Казахстан). 8 декабря 1960 года Советское государство признало отсутствие состава преступления в деле Т.А. Дрозд и она была реабилитирована. Крестница Татьяны Александровны вспоминала, что ее крестная некоторое время была связана с Кировским духовенством и даже некоторое время тайно скрывала у себя в доме священника. Вполне возможно, что найденное облачение принадлежало именно этому священнику, который мог тайно совершать богослужения по домам.

священник Ладыгин. Фото 1913 года

священник Ладыгин. Фото 1913 года

В 1968 году Татьяна Дрозд переехала в п. Ильский. Как вспоминали близкие соседи и знавшие ее, Татьяна Александровна дома очень много времени уделяла молитве, и часто ее видели с четками. Как политическая репрессированная она  получала денежные выплаты в размере 3 тысяч рублей от Русского Общественного Фонда А.И. Солженицына. Татьяна Александровна была глубоко религиозна и знала многие богослужения наизусть. В ее домашней библиотеке находилось большое количество духовных книг, в том числе и богослужебные. В 2006 году 13 сентября она скончалась, однако ушла из жизни, так и никому не рассказав о сокрытых под крышей предметах.

Что же делать?

Вместе с сотрудниками музея к изучению реликвий присоединились представители Северского районного отделения Российского общества историков-архивистов, и постепенно они пришли к выводу, что все вещи принадлежали одному из знакомых священников Татьяны Александровны, фото которого сохранилось в ее архиве. Предметы для богослужения достаточно примитивны и вполне могли быть изготовлены для тайного совершения церковных служб по домам верующих в годы гонений на Церковь. Безусловно, все находки имеют большую ценность не только для музейного сообщества, но прежде всего и для Русской Православной Церкви, как свидетели стойкости верующих и духовенства, которое в тайне, под страхом смерти, совершало богослужения.

— Совместно с настоятелем Ильского храма протоиереем Кириллом Коршуновым, мы решили, что разумно будет передать все предметы в формирующуюся экспозицию в музей истории Православия на Кубани при Екатеринодарской духовной семинарии. Облачения, антиминсы и богослужебные сосуды являются молчаливыми свидетелями о том, как выживала Церковь в годы гонений, — рассказала нам директор Северского музея Нина Решетова.

Н. Кияшко

Комментарии (0)

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *