Станица Калужская Северского района основана в 1864 году как станица Супская. 9 мая 1864 года началось заселение станицы Супской. Строительство станицы велось военным отрядом и непосредственно самими переселенцами. Через месяц после заселения атаман станицы сообщал, что из 139 отмежеванных дворов, дома уже построены на 34 планах, продолжали строиться 24 дома, начато строительство 39 домов и вовсе еще не начали строиться на 45 участках. Название станица получила по реке Супс, на правом берегу которой поселились казаки. 29 сентября 1867 года высочайшим повелением станица была переименована в Калужскую, вероятно, в честь 5-го пехотного Калужского полка, находившегося в Кавказскую войну на этих землях [1].
В 1864 году в станице был построен Покровский молитвенный дом, а в 1869 году был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был из дерева на каменном фундаменте с колокольней. В 1886 году он был перестроен при пособии от Кубанского казачьего войска в 10000 тыс. рублей [2].
Среди первых жителей станицы Калужской были представители фамилий: Радченко, Кириленко, Карпов, Ярмак, Середа, Кабанец, Коломиец, Николенко, Шмат, Приставка, Ганка, Стукало, Беседин, Филитиков, Байко, Ямпилец, Вовк, Пономаренко, Петренко, Дмитренко, Нестеренко, Буцев, Бакай, Тарасов, Стефанов, Рябушка, Калиниченко, Симоненко, Темищенко, Усик, Педай, Добронос, Наумов, Тарасов, Солоха, Агах, Гражданкин, Ленута, Харланов, Сергийчик, Канищев, Дзюба, Логвин, Ставцев, Гашко, Колесник, Гончаров, Ченцов, Бажан, Нечаев, Булат, Филипчиков,Просяник, Горбовец, Морочко, Логвин, Воробьев, Харченко, Марченко, Косенко, Клинтух, Сопрун, Пономаренко, Манович, Жорновый, Слива, Степанюга. (по всем вопросам о списке первых жителей обращаться kiyashkonv@gmail.com)
В 1867 году в станице Калужской было 137 дворов, 546 мужчин и 521 женщина [3].
В 1869 году в станичной школе обучалось 18 мальчиков под руководством отставного унтер-офицера дворянина Павла Цветкова [4].
С введением в 1871 году самоуправления в казачьих войсках каждое общество станицы получило право избирать собственного атамана. Первым атаманом был избран урядник Псковский Василий Иванович. В 1873 г. — урядник Тарасов Алексей Иванович, в 1877 г. — урядник Кошман Кирилл. В 1878 г. атаманом был изюран урядник Чумак, в 1880 г. — урядник Дишкант Михаил, в 1890 г. — урядник Пухов Лавр Степанович, в 1892 г. — урядник Кубанец, в том же году атаманом был утвержден урядник Псковский Афанасий.
К 1883 году по предложению благочинного священника Василия Смельского станичное купило дом для священника за 583 рубля. В 1889 году на постройку церковно-приходской школы пожертвовали: урядник Калинник Вышневецкий 170 р., урядник Ефим Крохмал 110 р., казаки: Павел Гончаров 90 р., Артемон Вышневецкий 85 р., Емельян Крохмал 75 р., Гордий Калашников 70 р., всего 600 рублей [5].
По данным за 1881 г. в станице было 202 дома, коренных жителей: 669 мужчин и 566 женщин, 3 мельницы, 2 кузницы, 1 пасека, 2 лавки. В станичном училище обучалось 26 детей. Через год в станице было уже 253 дома. Вокруг станицы находились разные хутора и частные земли: казачий хутор Филипчикова (1 двор, 1 дом), хутор Сереженка, земли войскового старшины Селенко, жены есаула Цимлянцева.
4 марта того же года преставился после продолжительной болезни чахоткой священник Рождество-Богородицкой церкви Иоанн Гуткевич в возрасте 45 лет. На место умершего настоятеля был назначен диакон Христорождественской церкви ст. Староминской Михаил Третьяков 21 марта 1889 года (с последующим рукоположением в иерееи) [6]. 14 июня 1889 года по представлению директора народных училищ Кубанской области священник Михаил Третьяков был утвержен в должности законоучителя станичного училища.
В 1890 году в станице была открыта школа грамоты. Располагалась она в церковной сторожке. Заведующим и законоучителем был местный священник, а учителем псаломщик М. Виноградов [7]. В 1894 году 11 января заштатный протодиакон кафедрального собора г.Ставрополя Георгий Кораблев назначен на диаконо-учительское место в станицу.
В 1894 году староста и прихожане Рождество-Богородицкой церкви пожертвовали в церковь икону с киотом на сумму 300 рублей, а дочь есаула Татьяна Цимлянцева – напрестольный серебряный вызолоченный крест в 35 руб. В этом же году 5 июля псаломщик М. Виноградов был перемещен в ст.Березанскую, а на его место назначен псаломщик из п.Новомышастовского [8].
Состав причта на 1893 год был таков: священник, дьякон и псаломщик. Жалованья священник получал от войска 200 р. 70 к., псаломщик 51 р. 43 к. Причтовой земли временно выделено 99 десятин, однако она была плохого качества. За аренду земли приход получал 450 рублей. Для проживания священнику и псаломщику были отданы станичным обществом общественные дома, а диакону – квартира в здании церковно-приходской школы. Школ в станице было две: одноклассная Министерства народного просвещения и церковно-приходская, которая содержалась на средства, изыскиваемые духовенством.
В 1898 году настоятелем церкви был священник Тихон Гавриилович Алексеев. В 1900 году настоятелем назначили священника Андрея Ивановича Сандырева.
Общество ст. Калужской «по выслушании извещения о благополучно совершившемся Священном Короновании Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны и по совершении молебствия порешили ознаменовать сие радостное всероссийское событие устройством одноклассной церковно-приходской школы и учреждением братства во имя Рождества Пресвятой Богородицы» [9].
В 1900 году в станице проживало 2760 человек, из которых 1935 человек казачьего сословия [10].
Во время Русско-японской войны казаки станицы находились в составе 5-й сотни I Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка. 4 мая 1905 года при движении разведчиков к сел. Лидиопа был убит казак станицы Трофим Федорович Шкаруба. В семействе убитого остались: жена 22 лет, дочери Ксения и Устиния. 8 июля того же года в долине р. Цинхе во время рекогносцировки отряда В.С. Шелховского был ранен в левую голень казак станицы Исай Маркович Витковский, находившийся в составе 7-го Кубанского пластунского батальона. Казаки станицы Кирилл Голосюк и Кирилл Сергейчик были награждены Георгиевской медалью с надписью «За храбрость» [11].
Станичный храм был крайне тесен, поэтому помещалось в нем не более четырехсот человек, однако население станицы к XX в. уже достигло 3 тысяч. Расширение храма было необходимо, но оно требовало немалых затрат.
Дело по расширению храма, однако, оказалось не таким простым. В 1902 г. священник Андрей Сандырев сказал о своем намерении расширить храм в один из воскресных дней и тут же было собрано 10 рублей, которые и послужили основанием для дальнейшего прироста средств. Помимо сбора в церкви, ежегодно по осени он производился по станице. Кроме того, благодаря благочинному протоиерею В. Смельскому, была получена «сборная книга» по Ставропольской Епархии, давшая за два года 1228 р. 03 коп.
Не быстро, по причине бедности калужан, росли пожертвования. И все же к 1906 году их собралось, вместе с поступившими по сборной книге, около трех тысяч рублей. К этому времени был выработан и утвержден план постройки и смета на сумму 3313 руб., с устройством пономарки и ризницы и позолотой крестов. В случае недостатка денег, станичное общество обещало помочь имеющимися средствами.
Собрав нужную сумму о. Андрей объявил прихожанам, что пора приступать к делу, но тут началась обыкновенная история всевозможных кривотолков, раздуваемых наивными и злыми людьми. Первые отчаянно ломали головы о том, как вынуть стены, как подвести колонны и, считая это невозможным, противились делу и других сбивали с толку. Злым казалось, что неспроста затеял священник расширение храма, что он хочет тут нажиться. Но отец Андрей, искренно отдавшийся этому делу и веривший в его успех, заранее приготовился к подобной клевете и утешался сознанием долга и настойчиво шел к цели.
Серьезным тормозом стала боязнь больших расходов. Большинство прихожан заявили, что расширить и обновить храм обойдется не дешевле 15 тысяч рублей, и поэтому приступить к делу сейчас – значит, надеть на себя петлю. Никакие доводы против этого опасения не действовали. Оставалось все задуманное дело положить в долгий ящик. Однако отец Андрей не сделал этого, а нашел выход из затруднения — учредил приходской совет, чтобы действовать через него.
В акте об учреждении совета было упомянуто, что одной из забот его будет забота о немедленном расширении храма. Но дело не сразу пошло на лад. Приходской совет, располагая не общественными, а благотворительными суммами, мог и без станичного общества начать свою постройку, но на это он не решился. Общество, считая, что совету за недостающими тысячами придется обращаться к нему же, в свою очередь не решалось дать согласия. Много пришлось священнику употребить усилий, чтобы рассеять ложный страх прихожан, пока, наконец, согласие было дано и дело поручено совету под его ответственность. Тогда вскоре приступили к заготовке материалов, а в мае 1907 года к самим работам.
Долго члены совета боялись «ответственности», к тому же их постоянно запугивали, но успешные работы и соответствие смете стали убеждать членов, а затем и все общество, что дело, обошлось лишь в 5 тысяч рублей. Расширение и обновление храма было закончено как раз к храмовому празднику Рождества Пресвятой Богородицы. На этот день было назначено его освящение. На торжество стеклось множество прихожан и не мало богомольцев.
С вечера прибыл благочинный протоиерей В. Смельский. Службы вечером и в самый праздник совершал он с местным священником при стройном пении хора, организованного диаконом Андреем Махно. Перед литургией посреди церкви был отслужен молебен с водоосвящением, после чего храм окроплен св. водой.
За литургией благочинный сказал: «Я, как очевидец, могу указать на этот пример: мне хорошо известно, как во время Богослужений за теснотой на половину стояли на открытом воздухе, перенося летний зной и зимний холод, и болели душой, что не можете все помещаться в нем и слушать службу Божию. Хорошо мне известно и то, что храм ваш оставался тесным по бедности вашей. Но пришел вашей печали конец. Лет восемь тому поступил к вам священником уважаемый о. Андрей Сандырев, пастырь молодой и энергичный, и очень деятельный. Видя вашу печаль, он с перваго же дня служения задался мыслью непременно расширить храм. Он видел вашу бедность, но видел и любовь к св. храму и решил расширить его на ваши добровольные пожертвования; и он не обманулся в том, что вы не пожалеете посильных даяний от скудных прибытков своих на святое дело. Затем он обратился с просьбой о помощи к Епархиальному Начальству, и оно пришло ему на помощь выдачею просительной книги для сбора пожертвований в пределах Ставропольской Епархии в течении 2-х лет; и наконец он возмог расположить Калужское станичное общество поступиться на это святое дело тысячею рублей. Собрав достаточную сумму, о. Сандырев с приходским попечительством расширил тесный храм и украсил его чудесно и благолепно. Теперь молящиеся станицы Калужской свободно будут вмещаться в своем приходском храме и принесут сердечную благодарность своему доброму пастырю за труды его и заботы, а равно и всем потрудившимся с ним. Мы же все совокупно просим Господа Бога, чтобы Он, милосердный, ниспослал тебе, добрый пастырь о. Андрей, небесное свое благословение, продлил твою жизнь на многия лета и сподобил тебя непоползновенно и непреткновенно проходить пастырское твое служение до дня твоего блаженнаго успения и воздаяния по делам. Принесем искреннюю и сердечную благодарность: строителям и благотворителям храма сего, г. Атаману и вам, достопочтенное общество станицы Калужской, за ваше щедрое пожертвование на святое дело, на расширение и благоукрашение вашего святаго храма».
К крестному ходу вокруг храма прибыли из станицы Пензенской о. Петр Образцов и из Новодмитриевской о. Виктор Акимов, которые и восполнили духовное торжество участие в обхождении храма и чтении Евангелия. После службы дорогие гости во главе с уважаемым отцом протоиереем и некоторыми представителями прихода отправились в дом местного священника, где за скромной трапезой пили здравицу за Царствующий Дом и своего Архипастыря, вспоминали всех благотворителей храма, а подрядчику крестьянину Прокопию Фуфаеву, добросовестно и не дорого исполнившему работы, поднесли в подарок — заранее купленные по желанию членов приходскаго совета серебряные часы. Для народа приходским Советом был устроен в церковной ограде сытный обед. Все радовались празднику, а еще более светлому, обширному храму [12].
В 1910 г. атаманом был урядник Вишневецкий Никандр.
Населения в 1911 году было 3128 душ, из них на хуторе в 8-10 верстах от станицы проживало 170 человек. В 1914 году настоятелем был назначен священник Антоний Стас.
В период советской власти настоятелем храма ст. Калужской священник Александр Цветков. Он родился в 1885 году и был уроженцем Тамбовской губернии. Отец Александр был арестован советской властью 7 марта 1924 года по обвинению в произведении контрреволюционной агитации и пропаганды, направленной против советской власти. Постановлением Коллегии ОГПУ (судебное) от 11 мая 1925 года он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.
Заключением прокуратуры Краснодарского края от 3 февраля 1993 года священник Александр Герасимович Цветков на основании ст. 3 ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитирован [13]. В 1934 году церковь была закрыта и переоборудована под табачный склад.
В январе 1943 г. началось освобождение Северского района от немецко-фашистской оккупации. Пока шли бои под Смоленской, 55-я гвардейская стрелковая Иркутская дивизия, входившая в состав 56 армии, попыталась взять станицу Калужскую, но из-за дождей пришлось идти в наступление без артиллерийской подготовки. В начале один из полков дивизии под командованием И.М.Ковалева довольно легко овладел небольшим поселком калужских нефтепромыслов, но два других полка задержались у сильно укрепленных высот. 16 января 66-й полк, захватив часть хуторов, вышел на южную окраину Калужской, но атака вновь не удалась. 17 января, потеряв не одну сотню бойцов, так же и командира 164-го гвардейского стрелкового полка полковника Л.И.Клименко, наши части ворвались в ст. Калужскую. Им удалось захватить не только несколько складов с продовольствием и боеприпасами, но и две артиллерийские батареи.
История станицы Калужской — одна из замечательных страниц в истории Северского района.
Н.В. Кияшко
Атаманы станицы Калужской
1873 г. — урядник Василий Иванович Псковский
1874-1876 гг. урядник Алексей Иванович Тарасов
1877 г. урядник Кирилл Кошман
1878-1879 гг. урядник Чумак
1880-1882 гг. урядник Михаил Дишкант
1890 г. урядник Лаврентий Степанович Пухов
1892 г. урядник Афанасий Псковский
1905 г. фельдфебель Григорий Николенко
1917-1919 гг. урядник Иван Емельянович Крахмаль
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Шкуро В.И. Формирование населения Северского района в период его первоначального заселения (II-я пол. XIX века) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Дикаревские чтения (6) : [Текст] материалы Региональной науч.-практической конф., ст. Крепосная, 14 – 16 мая 1999 г. / сост., науч. ред. М.В.Семенцов. – Краснодар, 2000. С. 59.
- Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1911. С. 385; Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии Ставрополь-губернский, 1901. С. 197.
- Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 25. Д. 678. Л. 70об.
- ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 259. Л. 176об.
- Ставропольские епархиальные ведомости. 1889 г., №19 от 1 октября. С. 287.
- Ставропольские епархиальные ведомости. 1889 г., №7. С.116, 120.
- Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). 1889 г., № 13. С.227; СЕВ. 1894 г., № 2. С.117.
- СЕВ. 1894 г., № 2. С. 117.
- СЕВ. 1896 г., № 5. С.217-218.
- Струполева Н.С. Перспективы микроисторического исследования церковной истории Северного Кавказа // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа: Материалы IV Свято-Игнатиевских чтений. – Вып. II. – Ставрополь, 2012.
- Военно-статистическое обозрение Кубанской области. Сост. Корольков. — Тифлис, 1900. — С. 239.
- Шкуро В.И. 1-й Екатеринодарский кошевого атамана полк на Дальнем Востоке. Электронный ресурс
- СЕВ. 1907 г., № 20. С. 1093-1100.
- Сведения из Архива Управления ФСБ России по Краснодарскому краю.
Огромное спасибо за статью о ст. Калужской. Проделана большая работа, но почему-то нет фамилии автора статьи. Мой прадед Гололобов Федот Трофимович, козак, (1873-1933 годы жизни) один из первых поселенцев станицы Калужской. Его жена в девичестве Косенко Прасковья Павловна (1877-1974). Прадед был участником 1-й Мировой войны, получил ранение, репрессирован в годы коллективизации, арестован и больше его ни кто не видел. Благодаря Вашей работе, теперь есть, что рассказать детям и внукам. Школьное Кубановедение становится для них более интересным, дети чувствуют себя причастными к истории Страны и Края.
Подскажите, пожалуйста, где можно поискать информацию о боевом пути 5-го пехотного Калужского полка в годы Кавказской войны, и о составе семьи, осевшей в станице.
Рад, что моя статья оказалась для Вас полезной. В свою очередь могу сообщить, что в числе первых поселенцев станицы Федот Трофимович Гололобов не значится. Думаю, что информацию о боевом пути следует искать в книге Блудорова Н. Краткая история 5-го Калужского императора Вильгельма 1-го полка 1805-1895гг.СПб., 1896.
Здравствуйте, Никита. Скажите пожалуйста, фамилии Стрельченко и Косенко тоже не встречаются в этом списке? Гололобов Федот Трофимович рожден в 1877 году. Как Вы думаете, можно ли узнать когда и от куда он мог попасть в станицу Калужскую? Бабушка Прасковья (его жена) рассказывала, что служил он в Пластунском полку 25 лет.
Извините, рожден 1873-м году.
Ответил Вам на почту.
Спасибо за статью . Мы Калюжные . по преданию из станицы Калужской . Семён Калюжный погид в 1915 где то под Пермышлем . Глубже ничего не знаем . а хотелось бы знать . Если есть возможность . помогите . укажите путь поиска . Сейчас живём в Севастополе .
Ответил на e-mail
А кто был священником в 1917 -1919 гг. ?
Могу предположить, что на приходе оставался священник Антоний Онисимович Стась. Хотя я встречал данные, что в 1918 г. он уже служил в ст. Батуринской. Поэтому этот вопрос остается пока открытым.
«17 января, потеряв не одну сотню бойцов, так же и командира 164-го гвардейского стрелкового полка полковника Л.И.Клименко, наши части ворвались в ст. Калужскую. Им удалось захватить не только несколько складов с продовольствием и боеприпасами, но и две артиллерийские батареи.»
Получается, что станица Калужская — первый населенный пункт в Краснодарском крае, освобожденный от фашистов. Но в большинстве источников (практически нтгде) о ВОВ почему-то это даже не упоминается. Первенство отдается Успенскому району. Пусть район первый будет Успенский, но и правда, память о Калужской не ложна замалчиваться!
Меня звать Татьяна. Мои деды и прадеды из Калужской, но почему то в списке первых жителей указана фамилия Яшпилец, а правильно Ямпилец.
Уважаемая Татьяна. Действительно, в списках первых жителей указана фамилия Ямпилец. На сайте допущена ошибка, исправил.
Очень интересно было узнать что мой однофамилец был одним из первых жителей станицы Калужской. Может даже предок. Как можно узнать более подробно?
Заполните соответствующую форму Поиск предков, указав все известные данные о Ваших предках для ясности поиска информации и родственных связей с первыми жителями.
Здравствуйте, фамилия Щербина тоже не встречается в списке первых поселенцев?
Добрый день. Непосредственно в списках первых жителей нет, но в документах чуть позже есть упоминания
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, есть ли на Калужском кладбище братское захоронение советских воинов? Располагаю информацией, что там захоронен брат деда, ушедший на фронт добровольно. Погиб в 1943г. Сказано, что захоронен в братской могиле как и другие 130 человек. Буду признательна за помощь.
Доброй ночи! Пожалуйста, помогите мне в поиске хоть-каких нибудь известий о моем дед Федорине Николае Андреевиче, который учительствовал и даже был директором школы в ст.Калужская в довоенные годы. Во время войны был призван Северским райвоенкоматом и на фронт и там пропал без вести. К сожалению, родственникам неизвестно даже место захоронения. Быть может, кто-нибудь из старейших жителей станицы его помнит. Жена его, Войтенко Анна Михайловна, тоже была учительницей начальных классов. Буду признательна за любую весточку о нем. С уважением. Кочеткова Светлана Валентиновна.
Спасибо за историю ст. Калужская! У моей жены дедушка Федоренко Александр Васильевич, жена говорит, что он из калужских казаков, в числе первых жителей ст. Калужской фамилия Федоренко не встречается?
Добрый день! Спасибо за такую интересную статью. Ищем историю семьи Шмат с хутора Воровсколесского (ныне станция Выселки). Есть версия, что семья переехала туда из Калужской станицы. Есть ли у вас какая-то информация по людям с фамилией Шмат, проживавших в Калужской станице или о их переселении?
Здравствуйте, Алеся. Семья Шмат прибыла в Калужскую в 1864 году из станицы Должанской Ейского военного округа — переехали Андрей Кириллович Шмат с женой Соломонидой и детьми. В 1918-1919 годах в станичном храме служил псаломщиком Стефан Шмат. В документах 1921 года об освобождении священника станицы Калужской от мобилизации в трудовую армию присутствуют подписи Домникии и Ирины Шмат. Вполне возможно, что какая-то часть разросшейся к тому времени семьи переехала в Выселки. За подробностями обращайтесь по e-mail: kiyashkonv@gmail.com
Добрый день! Спасибо за статью. Подскажите, в статье говорится, что храм был переоборудован в склад. А что случилось дальше? Храм был разрушен? Если да, то в каком году, и как отнеслись к этому жители? Что-нибудь известно об этом?
С уважением, Дмитрий.
Здравствуйте, Дмитрий! В связи с тем, что храм был деревянным, могу допустить, что в 1940-е был разобран или уничтожен. Не занимался этим вопросом специально. Но для всех населенных пунктов Северского района характерна тенденция разрушения храмов в 1938-1939 гг.
Здравствуйте Дмитрий, Судьба храма и вправду очень печальная. Примерно в 1963 — 1964 году он был разрушен и разнесён по кирпичикам. Извесно, что колоны с храма теперь стоят на крыльце местной школы №23, а как на это отреагировали жители никто уже не расскажет, в те времена никто их и не послушал бы. Ведь как извесно в СССР церковь не признавали.
В данный момент идет строительство нового храма, но всё упирается в пожертвования. Насиление с неохоткой жертвует на строительство, т.к не верят, что средста пойдут на строительство. Из всего насиления станицы единицы поддерживают строительство, вот поэтому строится храм медленно.
Спасибо Вам за интересную и полезную информацию! Ищем историю семьи Гончаровых. Судя по всему, история проживания семьи, именно в ст. Калужской, ведётся с 1864 года. Располагаете ли Вы какой-либо информацией о людях с фамилией Гончаров, проживающих в станице (может быть какие-то данные об их переселении)?
16 января 1943 года мой дед Черный Иван Пантелеевич погиб при освобождении ст.Калужская похоронен в братской могиле.
СПАСИБО !Интересная работа!
Никита, спасибо Вам за подробную и интересную работу! небольшая поправочка в Ставропольскиз епархиальных ведомостях за 1889 — й год в Некрологе упоминается Иоан не Гуткевич, а Туткевич умер 4 марта. Может это кому-нибудь будет важно:)
А в чем неточность ссылки? Свящ. Иоанн Туткевич скончался 4 марта 1889 г. об этом запись в СЕВ. 1889 № 7. С. 120. По-моему, все верно.
Калужский полк, как, в прочем, и Смоленский не участвовали в покорении Северного Кавказа и Закубанья. В 1862-63 гг они подавляли польский мятеж нв западной границе Российской Империи.
Никита, спасибо большое за информацию! Вам большой привет с Республики Коми , г.Сыктывкар! У меня родители , как и я, родом с Калужской. Фамилия моя Стефанов. Оказывается мой предки были одними из первых в станице!!! Может быть есть какие-то подробности? Мой отец( уже умер в 1999 году) Стефанов Иван Егорович, его отец -Стефанов Егор … умер в 1967 году .
Ответил Вам на почту.
Спасибо, интересно!
По Нестеренко есть что-то интересное? Может откуда переселялись или состав семьи?
Спасибо)
Напишите заявку на странице «поиск предков»
Не могли бы вы посмотреть метрические книги за 1903-1906 год нужно выявить новорожденного Михаила Горбовца/Буду признателен.
Здравствуйте. Метрические книги по станице Калужской не сохранились вовсе
Добрый день. Среди первых поселенцев станицы точно были отец и сын Крыжань.
Крыжань Елисей, мой прапрадед, его сын Кондрат Елисеевич, мой прадед, а Фёдор Кондратович Крыжань, мой дед по материнской линии, родился в 1896 году.
Прадед принял участие в Ледяном походе, заболел в плавнях, вернулся в станицу, где и умер. Дед, в это же время был мобилизован красными и три месяца отслужил при артлерийском обозе в станице Григорьевской, откуда был отпущен по причине грыжи.
Здравствуйте, у меня в роду были Крыжань (прадед Фёдор Кондратьевич Крыжань и Мария Тимофеевна …) sergey-volkov1993@mail. Можете связаться со сной?
Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Мой прадед Кривега(Кривеча) Дмитрий Семёнович год рождения 1877, украинец по национальности, проживал в ст. Калужская, у него был двоюродный брат Кривега Пантеле Ефимович ,а Кривега Семён и Ефим родные братья отчество незнаю. Они по словам бабушки заселяли первых поселенцев этой страницы и сами были жителями станицы Калужской. Может что-то вам известно про пра прадеда Кривега(Кривеча) Семёна или Ефима?