Развитие образования в станице Георгие-Афипской с 1868 по 1918 гг.

Богданов-Бельский Н.П. Устный счет в школе С.А. Рачинского. 1895. ГТГ.

Богданов-Бельский Н.П. Устный счет в школе С.А. Рачинского. 1895. ГТГ.

Образование — главный инструмент просвещения. Эта простая истина была 150 лет такой же как и сейчас. Войсковая администрация, заботясь о лучшем обустройстве жизни переселенцев в новых закубанских станицах, видела свою задачу также и развитии образования. Этим объясняется то, что уже практически через год (или несколько лет) после заселения станиц Северского района в них начали открываться школы. Начало образованию в станице Георгие-Афипской было положено на общественном сходе жителей в 1868 году, когда казаки единогласно постановили открыть в станице школу. 5 сентября того же года избрали и первого учителя для станичной школы – урядника Павла Захарченко, который был исключен из строевого состава 6-й сотни для надлежащего исполнения обязанностей учителя, перестав теперь отвлекаться на военные сборы, смотры и другие мероприятия. Вскоре решение афипчан было утверждено приказом № 84 от 24.09.1868 года командира Псекупского казачьего полка. Перед урядником П. Захарченко стояла цель – научить мальчишек чтению, письму и арифметике, которую он достаточно успешно достигал. Такими были первые предметы, изучаемые в небольшой станичной школе.

Первая афипская школа открылась в здании станичного управления, в специально выделенных для занятий двух комнатах. Возраст учеников был от 6 и до 16 лет. Стали первыми учениками афипской школы 27 мальчиков, некоторые их имена сохранились на пожелтевших листах архивных документов: Бесчастный Иван, Воронов Михайло, Головко Лука, Герасименко Иван, Герасименко Василий, Голуб Иван, Дубина Павел, Дегтярь Тимофей, Касмура Мартын, Кожура Арсентий, Кийко Григорий, Коломиец Антон, Книш Николай, Ляшко Терентий, Антоник Емельян, Полюндра Иван, Панюта Иван, Прусь Тимофей, Редька Иван, Петрусенко Яков, Ус Федор, Широкий Козьма, Кожура Степан, Ус Михайло, Бятец Данило, Савенко Алексей, Лучка Сафрон [1].

Для методического обеспечения школ полка учебными материалами по всем станицам были разосланы книги, по которым дети учились грамоте. В Георгие-Афипскую станицу было отправлено 14 книг, в том числе и «Солдатский букварь».

В 1869 году станичный учитель Павел Захарченко обратился к командиру полка с просьбой об оставлении им должности учителя из-за расстроенных домашних дел. Просьба его была удовлетворена и 30 марта 1869 года приказом № 16 по Псекупскому казачьему полку урядник П. Захарченко был освобожден от занимаемой должности и зачислен во 2-й комплект строевого состава полка. «Давая знать об этом станичному управлению предписывается, чтобы на тоже самое содержание был допущен к обучению детей в школе местный церковный причетник Попов…», — говорилось в письме Георгие-Афипскому станичному управлению. Для нового учителя был установлен испытательный срок – два месяца, по окончании которого станичное управление сообщило о его благонадежности к исполнению своей обязанности. Так причетник Георгие-Афипского молитвенного дома Николай Иванович Попов стал вторым учителем в истории существования станичной школы [2]. Помимо преподавания обычных школьных дисциплин на Н. Попова также было возложено преподавания казачьим детям Закона Божия. За свое преподавание Николай Иванович получал от станичного правления 80 рублей в год.

868-1869 учебный год окончился 22 июня, и в этот день 28 мальчиков были отпущены на каникулы вплоть до 1 сентября. Для грамотных жителей станицы по распоряжению начальства иногда препровождались различные брошюры хозяйственного содержания. К примеру в сентябре 1869 года жителям были розданы 12 экземпляров краткого наставления о сбережении домашних животных и о лечении их в случае болезни, а в декабре – заметки о пчеловодстве.

В ноябре того же года в станичной школе были получены четыре аспидных доски и пять грифелей. Аспидные доски использовались для записи (предок современной тетради) при помощи грифеля – палочки из грифельного сланца (предшественник карандаша). Сама доска представляла собой пластину из цветного сланца толщиной около 20 мм. Иногда на некоторых досках писали даже мелом.

Система образования до упразднения Псекупского полка была такова: в местных станичных школах казаки обучались лишь чтению и письму, а более способные и успешные поступали в полковую школу для изучения Закона Божия, русской грамматики и арифметики. Наблюдение за образовательным и нравственным состоянием школ осуществлялось полковым младшим штаб-офицером под главным надзором начальника Псекупского казачьего полка. Если полковая школа содержалась за счет войсковой казны, то станичные школы имели источником своего содержания лишь средства, собираемые станичными обществами и добровольные пожертвования родителей учащихся [3].

Из афипчан в полковую школу в 1870 году на обучение были отправлены Оникий Панюта, Мокий Безценный и Михаил Дорошенко. Наверно, эти ребята оказались самыми способными при обучении в станичной школе, за что и получили возможность учиться в полковом заведении. В 1869 году в Афипскую вернулся окончивший обучение в Ейском уездном училище сын урядника Николай Радченко, для которого командиром полка уже была выбрана должность преподавателя русского языка и арифметики в полковой школе с довольно приличным окладом. Это в очередной раз доказывает насколько было ценно образование в те времена! Но из-за болезни Николай не смог начать преподавание и остался в Георгие-Афипской [4].

Станичная школа являлась своеобразным местным центром просвещения наравне с храмом. Зачастую благодаря усилиям именно священников школы получали свое развитие, решались хозяйственные и административные вопросы. Срок обучения в одноклассном училище составлял три года. За это время школьники изучали азы Закона Божия (в него входил катехизис и Священная история), чтения, письма и арифметики.

На уроках русского языка школьники обучались чтению по книге «Мир в рассказах для детей» В. Вахтерова, из которой прорабатывались рассказы «В остроге» (Достоевский), басни и стихи: «Щука и кот» (Крылов), «Лебедь, щука и рак» (Крылов), «Волк и журавль» (Крылов), «В поле», «Ласточка» (Майков) и др. В грамматический раздел предмета входило изучение имени существительного с его характеристиками и имени прилагательного, а также согласование прилагательного с существительным по вопросам.

По арифметике в школе изучались все вычислительные действия с числами в пределе сотни и тысячи. При изучении арифметических действий отдавалось предпочтение устным вычислениям, а при решении задач в два-три вопроса применялся анализ. В качестве домашнего задания от школьников требовалось самостоятельное решение письменных задач с вопросами [5].

В 1870 году в станице была введена экспериментальная система организации школьного капитала. Все родители-казаки, имеющие сыновей от 8 до 12 лет, должны были вносить за обучение своего сына 2 рубля, а за сирот деньги выплачивались из станичной общественной суммы (10 рублей). Всего выходило 160 рублей в год. Из этих денег станичный учитель причетник Николай Попов получал жалованья 80 рублей, а остальные средства шли на поддержание школьного здания и прочие расходы [6].

С 1878 года станичная школа поступила в ведение Дирекции народных училищ и в нее стали назначаться учителями лица, имеющие право на преподавание и звания учителей.

В 1880 году станичным учителем был урядник Киприан Забора. В 1883 году учительницей в станичное училище была назначена Анна Васильевна Аникушева [7]. В штате в то время находились помимо А.В.Аникушевой Ольга Ивановна Победоносцева и законоучитель священник Иаков Иванович Винников, назначенный 23 октября 1879 года. C 1889 по 1893 год в училище преподавал Иоанн Григорьевич Трофимовский – будущий священник, с 1902 года настоятель Успенского храма ст. Григорьевской [8]. В 1910-х годах к обязательной программе были добавлены рисование и гимнастика по 2 урока в неделю.

Чтобы отдать своего ребенка учиться в школу по законам того времени родители должны были обеспечить своего сына или дочь письменными принадлежностями. По бедности многие из казаков не могли купить своим детям необходимые принадлежности, а те, как следствие, не могли выполнить требуемые задания и письменные работы. В 1880 году начальником Кубанской области генерал-лейтенантом Н.Н. Кармалиным было сделано распоряжение станичным правлениям, которые обязывались доставлять и заготавливать на всех учеников станичных школ необходимые письменные принадлежности, что исправило существующее положение в народном образовании.

Еще одной важной проблемой, решение которой было принято в год образования училища в станице Георгие-Афипской, но которая затем все равно поднималась из года в год, были регулярные и продолжительные пропуски детьми уроков по воле родителей. Подобная тенденция была вызвана общей позицией среди большинства казачьих семей, считавших лучшим отправить ребенка во время весеннего сева или осенней уборки в поле, чем в школу. По этим вопросам собирались станичные сходы, по решению которых подвергали штрафам родителей, не отправлявших своих детей в школу без уважительных причин [9].

Деятельность станичных училищ регулировалась «Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» 1875 года. На основании этого документа в станичное училище разрешалось принимать детей от 7 до 12 лет, хотя и делались исключения. Совместное обучение мальчиков и девочек строго регламентировалось документом: мальчики должны были быть не старше 14 лет, а девочки не старше 12 лет, при условии, что они занимают места на разных скамьях. Те, кто оканчивал обучение в станичных училищах, после экзамена получали свидетельство об окончании курса обучения. Согласно инструкции Министерства народного просвещения для лиц мужского пола, окончивших курс в одноклассных училищах и получивших свидетельство об окончании, были предусмотрены некоторые льготы по воинской повинности [10].

В 1894 году попечителем станичного начального училища был урядник Сафрон Хрисанфович Рябченко, законоучителем священник В.И. Смельский [11].

Ученики станичной школы неукоснительно соблюдали православные праздники и вместе со своими родителями бывали в эти дни в храмах. Во время Великого поста в первую и страстную седмицы занятия обыкновенно отменялись, а ученики находились на длинных богослужениях в станичном храме. Однако к началу XX века в школах министерства народного просвещения были возобновлены занятия в дни первой седмицы поста.

В 1899 году один из известнейших кубанских священников, член Кубанского областного статистического комитета священник Евфимий Петрович Тимофеевский, автор многочисленных статей о самых больных вопросах в народном образовании, отзываясь о проведении занятий в дни первой седмицы поста, писал: «В министерских народных школах наших в первую седмицу поста великого долбят грамматические формулы русского языка, решают хитросплетенные задачи по арифметическим выкладкам и вычислениям, кормят правилами орфографии и т.д. Никогда и никому не следовало бы забывать, что школы этого типа – школы народные, что у детей этих школ имеются на лицо отцы, матери, попечители и домашние воспитатели. Спросили бы их – этих отцов, этих матерей, этих попечителей и воспитателей… что они скажут?! Довольны ли они тем, что школа отвлекает их же детей от совместной молитвы с ними, в храмах Божиих, на всю первую седмицу поста?!» [12].  Параллельно отец Евфимий приводил пример учеников церковно-приходских школ, которые занимаясь по идентичной программе, посещали богослужения первой седмицы великого поста и успевали освоить объем знаний.

В 1907 году станичное одноклассное училище было преобразовано в двухклассное училище с пятилетним сроком обучения. Первые три года обучения считались первым классом и соответствовали курсу одноклассного народного училища; четвертый и пятый годы были вторым классом, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории. Отметки ставились по пятибальной системе. Вместе со сменой настоятеля станичного храма сменился и учитель Закона Божиего. В 1910 году новый священник Александр Флегинский получил утверждение в должности законоучителя в двухклассном и одноклассном женском училищах [13].

По данным за 1914 год в училище обучалось 137 мальчиков и 58 девочек. Можно соотнести названные цифры с количеством жителей по станице, которых насчитывалось 5548 человек и понять, что даже в начале XX века уровень грамотности среди казачьих детей был хорошего, но недостаточно высокого уровня. В 1905 году в училище была учреждена должность почетного блюстителя. С 1909 года блюстителем был коллежский советник Гавриил Степанович Чистяков, изрядно жертвовавший на нужды училища и на организацию детских праздников. Закон Божий в училище с 1908 года преподавал местный священник Александр Косьмич Флегинский. В 1910 году заведующим училищем был Иван Васильевич Полтавцев, законоучителем священник Василий Николаевич Смельский. Учителем пения был Яков Трофимович Облогин, а гимнастики Косьма Яковлевич Ляшко [14].

Богданов-Бельский Н.П. Воскресные чтения в сельской школе. 1895

Богданов-Бельский Н.П. Воскресные чтения в сельской школе. 1895

С 1 сентября 1911 года заведующим училищем был назначен Яков Трофимович Облогин. Через год учителем был назначен Василий Алексеевич Калашников. В 1912 году в школе преподавали Алексей Фомич Межера, Семен Григорьевич Васильев и Прокопий Диамидович Росик. Гимнастику преподавал В.И. Полюндра [15].

В 1913 году учителем стал Конон Филиппович Шиян, а в 1914 году были назначены Василий Илларионович Чернявский и Антонина Иосифовна Маевская. В том же году началась Первая мировая война. На эту войну защищать горячо любимую Родину был призван 2-й учитель училища В.А. Калашников, на место которого была поставлена Александра Сергеевна Спиридонова. Рукоделие в училище с 1913 года преподавала жена заведующего Анна Романовна Облогина, а сам заведующий помимо своих должностных обязанностей занимался с учениками пением. Инструктором в училище был Степан Иванович Полюндра [16].

В 1916 году с фронта вернулся В.А. Калашников и вновь стал преподавать в школе. По данным за этот год преподавательский состав был прежним, лишь А.И. Маевская и А.С. Спиридонова больше не работали в училище. В «Кубанском календаре» указан еще один учитель, чье имя не отражено в архивных документах – Поликарп Артемьевич Гальченко [17].

В 1904 году в станице Георгие-Афипской было отрыто одноклассное женское училище. Для организации учебного процесса училище получало пособие от казны в размере 700 рублей, а занятия начинались с 15 сентября, заканчиваясь 20 мая. С учреждением в 1904 году должности почетного блюстителя на нее была избрана жена надворного советника Ольга Михайловна Чистякова. В 1910 году училищем руководила Феодора Ивановна Николайченко, закон Божий же преподавал священник Василий Смельский [18]. С 1914 года заведующей училищем стала Александра Пантелеймонова Алшунина, а законоучителем настоятель Георгиевской церкви священник Александр Флегинский [19]. В 1916 году училищем руководила Александра Ивановна Карпенко, а второй учительницей была Клавдия Дмитриевна Онуфриева. Обучались в 1916 году в училище 64 девочки [20].

Появление музыкального образования

С 1893 года в станице диаконом местной церкви Андреем Яковлевичем Махно было положено основание музыкальному образованию. Благодаря своим удивительным музыкальным способностям, а также тяге к самообразованию и повышению уровня образования среди казачьей молодежи отец Андрей отбирал среди мальчиков самых способных и занимался с ними игрой на инструментах и вокалом. Стоит отметить, что сам отец Андрей еще с детства питал особую любовь к музыке. Он родился в 1853 году в казачьей семье. Получив домашнее образование, он поступил в Екатеринодарскую войсковую музыкальную школу, где за успехи 4 апреля 1876 года был произведен в урядники. Вернувшись после обучения в родную станицу Старонижестеблиевскую, он был назначен помощником учителя в станичной школе и регентом церковного хора.

Во время визита в Екатеринодар епископа Ставропольского и Екатеринодарского Евгения его встречал церковный хор Покровской церкви, которым управлял Махно. Епископ Евгений высоко оценил деятельность регента. Андрею Махно епископ предложил занять должность псаломщика, а затем, приняв рукоположение в сан диакона, служить при Георгие-Афипской церкви. Назначение в Афипскую состоялось уже в 1893 году, а вскоре и рукоположение.

В 1894 году отец Андрей за свою энергичную преподавательскую деятельность в церковно-приходской школе получил официальную благодарность от Екатеринодарского отделения Ставропольского епархиального училищного совета [21].

К 1900 году стараниями и заботами отца Андрея 12 молодых казаков научились свободно играть на скрипках и управлять небольшими хорами, что, несомненно, положило основу современному музыкальному образованию в поселке [22]. В этом же году 3 июня он был переведен на диаконо-учительское место в ст. Крымскую [22]. В 1911 году в списках нижних чинов Кубанского войскового симфонического оркестра значится казак станицы Георгие-Афипской Степан Кожура, который был одним из учеников-виолончелистов [23]. Возможно, Степан как раз и был одним из учеников отца Андрея, привившего казаку любовь к музыке и развившему его талант, но опять же, это остается только предположением.

Церковные школы

В станице помимо названных выше училищ министерства народного просвещения существовала смешанная церковно-приходская школа, которая принадлежала к ведомству Священного Синода и находилась в подчинении епархиального училищного совета. Свою работу школа начала 1 сентября 1891 года в ветхом здании, вмещавшем в себя незначительное количество учеников. Преемником в преподавании в церковно-приходской школе о. Андрею стал уволившийся по болезни из 2-го класса Ставропольской духовной семинарии Александр Васильевич Смельский, сын настоятеля станичного храма. С января 1899 года он вступил в должность.

Среди всех предметов, преподаваемых в церковно-приходских школах, Закону Божию, безусловно, отдавалось предпочтение. Станичный священник преподавал его 6 раз в неделю. Законоучитель обращал внимание обучаемых на толкование молитв, главнейших церковных песнопений и событий из священной истории. На уроках воспитанникам объясняли смысл основных христианских заповедей, значение важнейших православных праздников. Законоучители придавали своему преподаванию практический характер и обращали серьезное внимание на борьбу с распространенными в приходе суевериями, старались раскрывать детям учение Православной Церкви в противовес раскольническим и сектантским религиозным представлениям. Кроме преподавания Закона Божия в церковно-приходских школах священники обучали детей грамоте, арифметике, религиозно-нравственным началам [24].

Учебный день для обучающихся в церковной школе начинался утренними молитвами. За 10-15 минут до начала занятий дежурный ученик выходил к иконе и начинал читать положенные по часослову молитвы. После молитв все классы расходились на занятия. В школе имелась библиотека, в которой помимо учебной литературы были и книги для внеклассного чтения, столь необходимые для развития книголюбия среди учащихся [25].

В 1899 году определением епархиального училищного совета казак И. Понюша и церковный староста К. Редька были утверждены в звании попечителей церковно-приходской школы. Через некоторое время допущенный ранее к исполнению обязанностей учителя    Александр Смельский в том же году был окончательно утвержден в этой должности, о чем сообщалось в официальном отделе епархиальной газеты «Ставропольские епархиальные ведомости» [26]. За непродолжительный срок работы в церковно-приходской школе Александр Смельский проявил себя как деятельного и доброго педагога. Об этом свидетельствует трогательная статья, написанная местным учителем Яковом Оболгиным, описавшим прощание учителя с дорогими его сердцу учениками.

10 октября 1901 года все ученики церковно-приходской школы собрались вместе со своими родителями к станичному храму, где был отслужен напутственный молебен. Во время молебна ученики стройно и приятно пели, но, чувствуя близкую разлуку со своим любимым учителем, не могли остановить накатывающихся слез. По окончании молебна двое из лучших учеников от лица всей школы со слезами на глазах и кратким приветствием преподнесли учителю письменный прибор, после чего А. Смельский обратился к своим любимым питомцам с прощальным словом. В этот же день Александр Смельский отбыл на новое диаконоучительское место в школу станицы Калужской [27].

В 1900 году в районе Екатеринодарского отделения Епрахиального училищного совета была открыта начальная школа грамоты на хуторе Кошарском в юрте станицы Георгие-Афипской [28]. Учителем этой школы был назначен Евгений Иоакимович Чуприна (1879 г.р.). Новым учителем 1 октября 1905 года был назначен Терентий Максимович Брославец. Он родился 28 октября 1885 года в казачьей семье, окончил двухклассное училище в ст. Екатериновской в 1900 году. До назначения в хут. Кошарский был учителем в школе грамоты на хут. Левицкого.

В 1903 году 7 октября состоялось торжественное освящение нового здания одноклассной церковно-приходской школы Георгие-Афипской. На празднике присутствовали священники окрестных станиц, благотворители и гости. После молебна настоятель церкви священник Василий Смельский произнес проповедь, в которой сказал: «Теперь я уже не буду томиться, скорбеть и болеть душой за церковных питомцев; мы не будем испытывать сырости, тесноты и удушья, какие нам приходилось терпеть в старом школьном здании в течении почти 12 лет» [29].

Новое здание было рассчитано на 115 человек учащихся. Не просто было начинать строительство священнику Смельскому, но упование на помощь Божию являлось поддержкой в этом трудном деле. Не имея совершенно никаких средств, отец Василий приступил к строительству. Вскоре нашлись благотворители, которые и оказали помощь в строительстве новой школы. Строительство поддержали попечительница школы Вера Владимировна Петрова и ее супруг Александр Сергеевич Петров, М.И. Рубцов и станичный атаман Бурса [30].  Даже после открытия нового здания Вера Владимировна не оставляла своим вниманием и помощью школу, помогая в организации праздников, спектаклей и других мероприятий. И ее деятельность получила заслуженную оценку. 22 апреля 1907 года ко дню Святой Пасхи потомственная дворянка Вера Петрова была награждена золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте «за заслуги по духовному ведомству», — как сообщалось в Ставропольских епархиальных ведомостях [31].

К 1904 году в церковно-приходской школе пополнился преподавательский состав: учителем был назначен выпускник Екатеринодарской военно-фельдшерской школы, сын урядника, Яков Трофимович Облогин, а помощником учителя – выпускник Усть-Лабинской второклассной школы Игнатий Евдокимович Хорошков. Помимо преподавания в школе Яков Трофимович также управлял церковным хором. Определением Екатеринодарского отделения Ставропольского епархиального училищного совета от 15.09.1904 года помощником учителя одноклассной церковно-приходской школы был назначен выпускник второклассной учительской школы Иван Иларионович Рыбальченко. 31.08.1906 года новым помощником учителя стал выпускник Усть-Лабинской второклассной учительской школы, выходец из казачьего сословия Григорий Федорович Смиток. Преподавателем Закона Божия 9 марта 1910 года был утвержден местный священник Александр Косьмич Флегинский.

В 1913 году на содержание церковно-приходской школы отпускалось до 100 рублей от церковного причта. Обучающихся в этом году было 54 мальчика и 10 девочек.

Среди церковных школ необходимо вспомнить и школу грамоты, открытую в 1892 году. Школа грамоты являлась исключительно церковным учреждением, создаваемым в целях распространения грамотности и религиозного образования среди местного населения. Занятия проводились в здании церковной сторожки (караульное помещение при храме). Законоучителем и заведующим школой был станичный священник Василий Смельский, а учителем – псаломщик [32].

В 1914 году по случаю прибытия в город Екатеринодар 24 ноября императора Николая II по его личному приказу все школьники Кубанской области на три дня были освобождены от занятий [33].

С началом Первой мировой войны весь народ поднялся для помощи армии. Не остались в стороне сотрудники школ и ученики. 27 августа Министерство народного просвещения рекомендовало женским учебным заведениям на уроках рукоделия изготавливать необходимое белье для отправки раненым на фронт. Позже Дирекцией народных училищ Кубанской области были пожертвованы средства на содержание одной кровати в лазарете при общине сестер милосердия Российского общества Красного креста [34]. В 1916 году в школе обучалось 72 мальчика и 27 девочек [35].

В 1917 году мужское и женское станичные училища были объединены в смешанное высше-начальное училище, инспектором которого был Бельский. В 1918 году трагически погиб станичный священник А. Флегинский, на место которого законоучителем в училище был назначен священник Иоанн Николаевич Бойко. Помимо законоучительских обязанностей на священника было возложено преподавание русского языка [36].

Вот так завершился дореволюционный период в жизни афипчан. Наступившая новая эпоха со временем внесла свои кардинальные коррективы во все сферы жизни станичников, в том числе это коснулось и образования. И сегодня, когда над школьным и высшим образованием, над наукой уже не имеют власти партийные идеологические догмы, когда всесторонний подход является главным критерием объективности научных исследований, нужно помнить и возвращать в историю имена тех, чьими трудами закладывалась основа современного образования, кто были первыми источниками просвещения и грамотности в кубанских станицах. Они не заслужили забвения, отдав всю свою жизнь на благо народа.

Н. КИЯШКО,

член Северского местно отделения РОИА

Материалы опубликованы в книге: Кияшко Н.В. Образование // Игнаткин А.А. Поселок Афипский: история и современность. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2015. С. 12-17, 19-56.

Комментарии (0)

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *