Монастырское подворье на хуторе Тарабанов (Новоивановский)

Эта история началась давно. В детстве прабабушка рассказывала о каком-то монастыре, находившемся в нашем районе. Говорила о иеромонахах, приезжавших на хутор и освящавших пасхальную снедь. Эти бы рассказы так и остались в памяти, если бы не совершенно случайная находка, толкнувшая меня на поиски этого монастыря. Работая в краевом архиве, мне пришлось пересмотреть не одну сотню дел, посвященных храмам нашего района. Но это! В документах за 1922 г. обнаружились описи церковного имущества… Успенского монастырского подворья на хуторе Новоивановском! Это был шок для меня, но и одновременно толчок к работе по этому малоизвестному монастырскому подворью, о котором, в нашем районе, да и во всем крае, знают лишь немногие…

Разматывая клубок истории

На территории села, принадлежащего некогда видному генерал-майору Крюкову, а затем семейству купцов Тарабановых (сегодня это Новоивановское) в 1901 году был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг этого храма и начала обустраиваться небольшая монашеская община. В Справочнике по Ставропольской епархии за 1911 г. приводятся статистические сведения о хуторе Тарабанова, из которых можно узнать, что населения было 5445 душ, 8015 домов и 1165 дворов. На хуторе функционировала школа грамоты. Известно, что некоторые жители хутора были связаны с конокрадами из хут. Иногородничьего и станицы Дербентской.

Моя прабабушка, Чипуляй Мария Петровна, вспоминала, что когда она была ребенком, к ним на х. Первомайский приходили иеромонахи из монастырского подворья и освящали куличи на Пасху.

31 апреля 1920 года на общем собрании жителей станицы Ильской помимо организации выборов в ревком  были национализированы согласно законодательству частновладельческие земли, в том числе и владения братьев Тарабановых Я.З. и Е.З. (104 дес.) и Е.Е. Тарабанова (309 дес.). Большинство конфискованной земли не было засеяно. В 1920 году Ильский исполком постановил передать эту землю до осени 1921 года для использования Львовской волости. Бывшие арендаторы – бедняки потомственных участков станицы Ильской и х. Ново-ивановского (бывш. х. Тарабанова) как иногородние и казаки, изъявили желание поселиться на хуторе, назвав его Красным. 79 семей станицы Ильской и 45 семей х. Ново-ивановского переселились на х. Красный, которому было отведено 1500 десятин земли. На х. Красном была школа, в которой обучалось 60 учеников.

Живые страницы

В Государственном архиве Краснодарского края хранится дело, в котором имеются описи церковного имущества не только Львовского храма, но и зависимого от него в административном отношении храма села Новоивановского. В документах указывается и монастырское подворье на хуторе Тарабанов, настоятель подворья – иеромонах Герман – и дата его основания – 1901 г. Далее в документе имеется подпись еще одного иеромонаха подворья – Гурия. 15 июля 1922 года комиссия в составе председателя комитета взаимопомощи тов. Чепурка и члена церковного совета Ивана Власенко составила опись церковному имуществу, в котором значились: два средних серебряных потира, две лжицы, дискос, крест небольшого размера, потир, Евангелие небольшое.

Известный кубанский этнограф Опанас Бежкович в своих дневниках свидетельствует о популярности настоятеля иеромонаха Германа среди местного населения. Так, он приводит случай, когда одна роженица из села Львовского, которой была необходима помощь врача в ст. Ильской, по настоянию своей свекрови, была отправлена не к врачу, а в монастырь к отцу Герману за 6 верст служить молебен о благополучных родах. К сожалению, роды были трудными, и женщина умерла. Также он приводит и другой случай: в голодный 1922 год мать больного сына, в котором, по ее мнению, засел злой дух, отправилась с ними в монастырь к тому же о. Герману, чтобы он выгнал этого злого духа. И три раза та водила его туда.

Подводя маленькие итоги

В 1935 г. церковь на хуторе, который в то время стал называться Новоивановским, была закрыта и переоборудована в клуб. Долгое время в этом здании размещался сельский клуб и контора. К сожалению, в 1980-х годах клуб был закрыт, и началось варварское уничтожение здания: кто-то разобрал для нужд своего хозяйства крышу, кто-то балки, а кто-то и стены сломал. Вот и осталась от бывшего здания церкви только часть фундамента… Хочется надеяться, что местные школьники помогут нам узнать от населения чуть больше о подворье, со временем найдутся новые сведения и документы, и память о монастыре не останется больше в пыли человеческого забвения. Совсем недавно на страницах газеты «Зори» мы обращались к жителям района с просьбой о помощи в поисках информации, и надежда не угасает, что все-таки кто-то откликнется.

Никита КИЯШКО

Комментарии (17)

Сохранен как Новости

17 ответов на Монастырское подворье на хуторе Тарабанов (Новоивановский)

  1. Галина Иванченко

    Мы очень тронуты вашей заметкой. Многие годы я хотела побывать на хуторе, где родились и выросли мои дедушка и бабушка. Я с детства слышала много рассказаов о хуторе, в том чиисле о конокрадах.
    Немного информации и о монастыре и монахах. Бабушка так успешно училась в церковно-приходской школе, что священник приходил отпросить ее у матери для дальнейшей учебы. Но не случилось. Зато она мне вместо сказок рассказывала «Повести Белкина» А.С. Пушкина в своем изложении.
    Она рассказывала историю о нехорошем монахе, который приходил к вдове, и по ночам просил, как бы голосом ее мужа, отнести в монастырь разные ценные вещи. Молодежь хутора поймали его за это и обрили его бороду.
    К сожалению, пока ничего другого вспомнить не могу. Если что-то вспомню, буду рада поделится.
    Какие вы молодцы, что собираете и восстанавливаете историческую память.
    Имена моих дедушки и бабушки:
    Дориенко Александра Прокофьевна
    Макеев Иван Иванович

  2. владимир

    Я родился и жил в хут. Ново Ивановском с 1944 года по 1963 год . То что сельский клуб был церковью не верно.Церковь была чуть левее клуба между школой и клубом. В пятидесятых годах её разобрали и перевезли в ст. Северскую . А в здание клуба это дом Тарабановых. Мне об этом рассказывала сестра моей бабушки Н. А. Тарабанова она была замужем за сыном Тарабанова. Была выслана в Магадан потом вернулась обратно на хутор потеряв мужа и дочь жила с сыном Владимиром очень бедно домик у них был между магазином и почтой.Галина твоих бабушку и дедушку я очень хорошо помню.

  3. Оксана

    Здравствуйте, моя бабушка была Тарабанова( до замужества)Мария Ильинична 1909 года рождения. Её отец Илья Тарабанов тоже имел землю на хуторе и галантерейный магазин в Краснодаре. А сейчас хутор существует? Хотелось бы побывать там. Остались ли ещё Тарабановы или их родственники?

    • Конечно, хутор существует и сегодня он называется село Новоивановское. Жителей уже совсем мало, большинство населения в свое время предпочло городскую жизнь сельской и покинуло родные места. К сожалению, никто из родственников Тарабановых на настоящее время не откликнулся.

      • Любовь

        Добрый вечер. Хутор как был хутором Новоивановским так и остался. Селом он никогда не был. Клуб был домом Тарабановых. А вот школа, которая существует до сих пор, имеет какое — то отношение монастырскому подворью. Что именно там было уже н помню, а бабули уже нет. Фото школы у меня есть. К сожалению не знаю как его сюда прикрепить.

        • Фото Вы можете отправить на почту kiyashkonv@gmail.com. Только обязательно подпишите дату снимка. В газете «Социалистическое табаководство» за 1937 год помещена заметка, в которой указано, что клуб хутора Новоивановского переделан из бывшего монастырского храма.

  4. Никита Тарабанов

    Добрый день!
    Уже пару лет по крупицам собираю информацию о своих предках на Кубани. Ещё многое мне не известно. С удовольствием пообщаюсь с теми, кому так же интересна история моей семьи. Сам тоже буду рад поделиться информацией.

    • Анатолий Анат.Тарабанов

      Мои предки в 1913 г.перебрались в Семиречье(Алма-Ата) с самого юга Краснодарского края,-ст .Чернореченской,где несколько столетий охраняли рубежи России.

  5. Ирина

    Доброго времени суток. Моя прабабушка по девичей фамилии Тарабан Анастасия 1905 года рождения. Рассказывала, что ее дядька Тарабан владел хутором, где сейчас находится станица Львовская. У нас много родственников живет в ст. Львовской, Ильской, Черноморской. Моя прабабушка в молодости с мужем -Лубенец Яков- уехала в Краснодар и осталась там жить. Рассказывала, что его во время революции раскулачили, но не сослали. Так что я -получается далекий потомок этого самого Тарабана.

    • Добрый день! Замечательно, что Вы помните историю семьи. Сохранились ли фотографии Прабабушки и ее семьи или документы?

  6. Константин Тарабанов

    Здравствуйте!
    Мой отец родился в ст. Троицкой Краснодарского края и всё детство напоминал мне про родовой хутор. Тогда я относился к этому невнимательно. Позже, интересуясь родословной, я смог «докопать» лишь до пра-прадеда Захара, и его сына (моего прадеда) Григория, участника ПМВ, уроженцев кубани, но, к сожалению, не нашёл информации о местах их рождения и проживания. Может быть с вашей помощью мне удастся узнать больше.

    • Здравствуйте! Действительно, основателем хутора и монастырского подворья был мещанин Захарий Ефимович Тарабанов, выкупивший эти земли у вдовы генерала Крюкова в конце XIX века. Сохранились ли у Вас фотографии прадеда или других предков?

  7. Григорий Сесюк

    Захарий был не купцом а скарабейником,мелким торговцем на момент покупки ВСЕГО ДВИЖИМОГО и недвижимого имущества у подслеповатой вдовы Крюковой.Он обманул её в лучших еврейских традициях!Моя прабабка Тамара Станиславовна Лукомская вышла замуж за его сына Евгения.Моя бабушка в девичестве Тарабанова Галина Евгеньевна.

  8. Марина

    Почему-то никто не указал, что подворье на хуторе Тарабанов принадлежало Успенскому мужскому монастырю в селении Дранда (Абхазия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *