«Нет ходатая о примирении с Богом…». К истории храма станицы Георгие-Афипской

22 апреля 1851 года Военный совет постановил «учредить в Георгие-Афипском укреплении церковный причт по штату, существующему для укреплений Черноморской береговой линии». Именно это событие положило начало церковной жизни в укреплении, а затем и в казачьей станице, основанной в 1865 году и названной Георгие-Афипской, которая празднует в этом году свое 150-летие.

 Военное укрепление

В Георгие-Афипском укреплении, основанном в 1830 году войсками А.Д. Безкровного, необходимость в священнике чувствовалась уже в первые годы. С 1844 года начальники гарнизона стали направлять просьбы о назначении иеромонаха, и лишь спустя 21 год. Священник был необходим, в первую очередь, чтобы «в случае нужды доставлял больным утешения веры и святое Причастие, которое для пребывающего в страхе Божием человека необходимо». С учреждением в укреплении госпиталя часто случалось, что больным, находящимся при последнем издыхании, требовалось покаяние и Причастие, но «к несчастью как самого умирающего, так и других в одном с ним положении находящихся, нет ходатая о примирении с Богом души кающегося грешника», — писал начальник. Но несмотря на все просьбы, в назначении священника было отказано.

В 1850 году на стол командующего Черноморской кордонной линией легло вновь очередное прошение о назначении священника. Удивительно, но новый командующий линией генерал Рашпиль не оставил его без внимания, и, при его содействии, дело вскоре было разрешено. 10 апреля 1851 года постановление Военного совета о назначении причта в укрепление утвердил своей подписью император Николай I.

Уже 4 июня, получив назначение быть гарнизонным священником, из Одессы на Кубань отправился иеромонах Алексий. Он и стал первым священником военного укрепления за Кубанью.

Жизнь мирная и станичная

 Холодным ноябрьским утром станица заметно оживилась. По дороге, ведущей вдоль еще не добеленных хат и простых землянок, шли многочисленные казачьи семьи. Было видно, что они торопились. Не сдерживая любопытства, несколько мальчишек стремительно понеслись к станичной площади, оставив позади родителей и младших сестер. В центре площади стояло небольшое деревянное здание, единственное во всей станице с железной крышей, вокруг которого стояли казаки. Когда ребята наконец-то пробрались сквозь толпу, они увидели облаченного в церковные одеяния священника, начинающего службу громкими словами: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков»…

Этот день навсегда остался в истории станицы Георгие-Афипской. 11 ноября 1866 года священник Феодор Михайлович Сперанский совершил освящение молитвенного дома, построенного в честь великомученика Георгия Победоносца. Здание длиной в 18 аршин и шириной в 11 стояло на деревянных столбах, территорию вокруг огородили частоколом. Совсем рядом с домом висели два колокола. Удивительно, но в первые годы после основания станицы, когда материальное положение станичников было совсем не прочным, они все же были готовы распределять по всем семьям расходы, связанные с покупкой церковной утвари и книг для молитвенного дома.

В 1867 году был поставлен небольшой иконостас, а в следующем году в станицу прибыл причетник Николай Иванович Попов. Происходил он из духовного сословия, был сыном псаломщика Костромской губернии. Вскоре после ухода из школы урядника П. Захарченко Николай Иванович стал учителем, обучая ребятишек светским и церковным наукам. В 1872 году духовенство округа избрало священника Феодора благочинным (старшим священником в округе). Не долго успел прослужить отец Феодор в Афипской. В 1877 году новым настоятелем назначили священника Иакова Винникова, а Ф. Сперанский отправился в ст. Петровскую. Отец Иаков принял не только настоятельство, но и должность благочинного от своего предшественника.

В 1882 году священник Иаков получил назначение на новое место служения. На смену ему прибыл из слободы Хвощеватки священник Василий Смельский. Время его служения в станице вошло в историю, как самое плодотворное. На его долю легло и строительство нового храма, и открытие школ и новых храмов по всему благочинию, и многое другое, но обо всем по порядку.

Во имя святого Георгия

Через три года после назначения о. Василия настоятелем в Георгие-Афипскую было окончено дело, которого все жители ждали с нетерпением. В 1885 году был построен вместо молитвенного дома, уже обветшалого и разрушавшегося, новый просторный деревянный храм с колокольней. Средства на этот храм жители собрали не малые – 7000 рублей, а 10000 было получено из войсковой казны. Прочность постройки была налицо: на каменном фундаменте, под железной крышей – храм обещал простоять не один десяток лет. 14 января 1866 года при большом стечении народа и в сослужении окрестного духовенства благочинный отец Василий совершил чин освящения храма в честь и память великомученика Георгия.

Конечно же, священник В. Смельский по своей должности занимался преподаванием Закона Божия в станичной школе. Главное – преподавание им велось с любовью и энергией, за что неоднократно получал официальные благодарности от епископа Ставропольского и Екатеринодарского. По должности благочинного отцу Василию приходилось бывать в самых отдаленных уголках своего округа, при этом он не только старался как можно чаще посещать храмы, но и оказывать всяческую помощь при строительстве новых. После освящения Михаило-Архангельского храма в 1907 году он писал: «Уезжая из села Шабано-Тхамахинскаго, участники освящения молитвеннаго дома (храма — Н.К.) уносили с собой тяжелыя и светлыя воспоминания и впечатления, навеваемыя и вызываемыя с одной стороны дикостью края и крайней бедностью поселенцев, а с другой тем, что и в таких захолустьях, как село Шабано-Тхамахинское, находятся люди, которые не жалеют ни трудов, ни своих ограниченных денежных средств на благо и пользу своих ближних». И сам отец Василий являлся тем человеком, который ничего не жалел ради пользы для ближних. В том же году в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя отец Василий архиепископом Агафодором был возведен в сан протоиерея. Именно зная его как замечательного и трудолюбивого пастыря, архиерей в 1908 году перевел его настоятелем Екатерининского храма Екатеринодара. Как долго не хотели отпускать своего пастыря афипчане! Но против воли архиерея пойти было нельзя…

Без священника Афипская не могла оставаться, тем более, что она была центром благочиния, поэтому уже вскоре новым настоятелем храма и благочинным округа назначили священника ст. Красногорской Александра Косьмича Флегинского. На долю этого священника выпала самая тяжелая ноша – вынести на себе тяготы и зверства со стороны большевиков и принять мученическую кончину…

Прибыв в Афипскую отец Александр активно начал не только служение в храме, но и преподавание в станичных школах. Ознакомиться новому благочинному со своим округом получилось не сразу – все-таки, территория, вверенная священнику была не маленькой. В благочиние входили окрестные станицы: Новодмитриевская, Ставропольская, Калужская, Пензенская (позже в связи с постройкой Молькинского полигона была расселена), Ключевая, Саратовская, Бакинская, Суздальская, Мартанская, слободка Григорьевская, Смоленская, Крепостная, хут. Шабано-Тхамахинскоий и село Фанагорийское. Как благочинный, он был избран местным духовенством депутатом от округа на епархиальные окружные съезды.

В 1917 году произошло то, о чем долго не могли забыть старые, да и молодые казаки… Разрушилось одно из мощнейших государств мира. На смену старой власти пришла новая власть большевиков, которая явно не хотела мириться с казачеством и его правилами. В 1918 году с попеременным успехом Добровольческая армия продвигалась по Кубани, освобождая казачьи станицы. Однако на контролируемых большевиками территориях жизнь была совсем не спокойной. Отдельные банды и группы красных солдат на свое усмотрение вершили суд и карали приверженцев старого порядка. В марте одна из таких банд оказалась в Георгие-Афипской. Доподлинно известно, что жертвой большевиков стал станичный священник и благочинный о. Александр. После долгих издевательств красные вывели его за станицу и зарубили, бросив тело прямо в поле… Не известно точно сколько пролежало изуродованное тело священника, но в том же году в Александро-Невском соборе состоялось отпевание благочинного и его погребение на Всесвятском кладбище.

В такое трудное для государства и народа время станичники, еще не все разделявшие идеи большевиков, не могли оставаться без духовного наставника. 23 июля указом епископа Екатеринодарского и Кубанского Иоанна в Афипскую получил назначение священник ст. Смоленской Иоанн Николаевич Бойко. Удивительно, но вскоре отец Иоанн был приглашен в местную школу преподавать не только Закон Божий, но и русский язык!

К 1919 году сопротивление белогвардейской армии было сломлено, и по всему краю установилась советская власть. В срочном порядке началось приведение в исполнение декретов Ленина об отделении церкви от государства и школы от церкви, началось изъятие частновладельческих земель. 100 десятин церковной земли были переданы жителям ст. Крепостной, а землю причта разделили между собой жители Афипской. В 1922 году по всей стране началась кампания по изъятию церковного имущества. Наступила очередь и Георгие-Афипского храма. При изъятии присутствовали священник Илларион Зилитинкевич, член церковного совета Иван Черногорец, которые отстояли перед властью часть имущества, необходимого для совершения богослужений.

Трудными были для Церкви годы новой власти. Конец в жизни общины наступил 11 июня 1937 года, когда на заседании президиума Северского райисполкома было принято постановление «о закрытии бездействующей церкви ст. Георгие-Афипской». На самом деле храм мог бы быть действующим, если бы только власть не создавала все условия для того, чтобы лишить общину возможности пользоваться им. С 1933 по 1935 годы храм использовался под ссыпку зерна, а с 1935 года в нем сделали клуб. И это несмотря на то, что верующие неоднократно обращались с требованием вернуть им незаконно отобранный храм! 27 декабря решение райисполкома было утверждено на краевом уровне, а в 1939 году храм вовсе разрушили. Да так, что и фундамента не осталось – вырыли все камни.

Сегодня православная община в поселке возрождена и завершаются работы по строительству нового храма, который станет свидетельством непоколебимой веры станичников, которую невозможно совершенно никакими силами искоренить из их душ.

Н. Кияшко

Газета «ЗОРИ»/Исторический портал Северского района

Комментарии (0)

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *